Обзор игры Graveyard Keeper
Обзор игры Graveyard Keeper
Graveyard Keeper – шикарный ААА проект от амбициозной российской студии Lazy Bear Games , доступный на платформе Steam. Самая настоящая и современная песочница, в которой можно все. Согласно отзывам, игра имеет глубокий и захватывающий сюжет, а главный герой буквально с первых минут заставляет сопереживать ему! На самом деле нет, немного не так. Совсем не так.
Назад в 90-е?
Зайдя первый раз в игру, можно тут же вспомнить ту эпоху. Графическая составляющая выглядит как в те времена, когда царствовала Sega Mega Drive 16 bit. Вообще в последнее время модно создавать игрульки с безнадежно устаревшей графикой, тем не менее, это не отпугивает, а наоборот интригует.
Концепт или просто сэкономили?
На самом деле неважно, игра Graveyard Keeper затягивает, но сразу стоит оговориться, проект больше подойдет неторопливым казуальщикам, несмотря на свою некоторую хардкорность. Конечно можно поспорить, ну какой же это хардкор? В том-то и дело, вся сложность и скрывается в неторопливости и внимательности.
Только вдумайтесь, огромную часть игрового времени игроку приходится ходить. Просто ходить из точки А в точку Б и наоборот. Для ленивых предусмотрен камень телепортации, но стоит он приличных денег, и в первые часы игры мало кто из игроков может позволить себе такую роскошь.
Сеттинг и геймплей
На что же можно рассчитывать с такой графикой? Правильно, на интересный сеттинг и захватывающий геймплей. Что касается первого, тот тут все банально, игра переносит нас в своеобразное средневековое королевство, которое называется (вы не поверите!) – Королевство.
Главный герой – человек современный, обыкновенный хипстер, который впал в кому и вместо смерти каким-то образом переместился во времени и пространстве. Попаданец, одним словом, модная идея в современной фантастике.
Так начинается сюжет Graveyard Keeper. Наш герой не собирается сдаваться и мечтает вернуться в родные пенаты, выбравшись из мрачного средневековья. Собственно, это и вся история игры. Нас очень коротко знакомят с местным бытом и правилами, дают на первый взгляд невыполнимые задачи и все – дальше игрок предоставлен сам себе, и если вы не собираетесь потратить много, очень много времени на игру, возможно, «Хранителя кладбища» вам не осилить. Серьезно, подавляющую часть контента придется осваивать самостоятельно.
Центрального персонажа этой запутанной истории не просто так отправили в этот странноватый мир – его сразу же назначили смотрителем местного кладбища. И теперь только от нас зависит, будут ли местные мертвецы упокоены со всеми почестями и сколько вы на этом заработаете.
В первые часы нам придется хоронить всех, кого привезет говорящий ослик, украшать могилки и следить за их состоянием. И все это до тех пор, пока ослик не офигеет и не начнет требовать оплату своих услуг. А вот тут можно просто забить на ушастого вымогателя и заняться другими делами, которых в этой игре целый вагон.
Разнообразные занятия в игре
Несмотря на то, что игра называется «Хранитель кладбища», в ней масса других очень важных дел. Чтобы выполнять предложенные квесты в игре, наш герой попробует себя в роли лесоруба, рудокопа, огородника, плотника, кулинара – и это лишь небольшая часть довольно разнообразных обязанностей.
Тем не менее нельзя эту игру назвать полноценной песочницей. Да, поначалу будет интересно все: собирать ягоды для приготовления сока, рубить лес, чтобы сделать из него доски для новых креативных крестов и ажурных кладбищенских оградок. Но рано или поздно придется заниматься всем и сразу, от рыбалки до мельницы в прямом смысле.
Чтобы полноценно выполнять поставленные задачи, придется обустраивать и оборудовать двор нашего домика для получения новых материалов, облагораживать морг и церковь, открывать новые области Королевства – и для всего этого будут нужны необычные и редкие ресурсы.
Изучение новых умений
Чтобы справляться со всеми задачами, придется изучать новые умения и технологии.
Система в игре представлена в необычном виде, никакой «экспы» и уровней. За каждое действие наш персонаж получает шарики, своеобразные очки, которые потом можно вложить в изучение технологий.
Этих шариков 3 вида: красные, зеленые и синие.
Отличает их способ получения. К примеру, для получения красных придется добывать руду и камень, для зеленых – собирать траву или заниматься огородом. Самые редкие и сложные в получении — синие, для их добычи необходимо получить церковь, а затем осваивать науку, заниматься исследованиями различных артефактов в подвале церкви, расшифровывать надписи на старых надгробиях и иногда бывать медэкспертом, изучая части трупов.
И напоследок
Отдельно можно отметить саундтрек, крайне своеобразную озвучку игровых персонажей и приятную музыку. Правда через несколько часов бесконечная зацикленная мелодия начинает приедаться и даже раздражать. В целом же проект довольно интересный, на него не жалко потратить несколько десятков часов, даже играя по 30 минут в день.
Graveyard Keeper обзор
С момента выхода Graveyard Keeper прошло уже почти две недели, а обзор я собрался с силами написать только сейчас. И не то чтобы писать обзор Graveyard Keeper – это какая-то удивительно сложная задача по своей сути, а скорее не очень понятно, как к этому процессу подойти так, чтобы вроде бы и уже большую часть игры увидеть (или хотя бы достаточную) и пол жизни на это не потратить в процессе. Отмечу сразу, что игру я не прошел и вообще не уверен, что это посильная лично для меня задача. Почему так, вы узнаете, дочитав мой обзор до конца.
От Graveyard Keeper я ожидал немало, ведь её разработчики – это Lazy Bear Games, которые подарили нам Punch Club. Если вы не читали мой обзор Punch Club, то все еще можете наверстать. Первая игра ребят мне очень понравилась, даже несмотря на довольно серьезные проблемы с балансом, гриндом на грани (а иногда и за ней) и довольно сбивчивый по динамике геймплей. Тем не менее, игра затягивала, вызывала стойкое и в моем случае непреодолимое желание пройти её как можно скорее и узнать, чем все закончилось (что, кстати, я и сделал буквально в две игровые сессии). Само собой, что и от Graveyard Keeper я ожидал хотя бы такого же эффекта, а если повезет, то и исправления ошибок, допущенных в Punch Club.
Но, как известно, причина большинства разочарований в жизни – это завышенные ожидания.
Некоторое разочарование я испытал уже на стадии погружения в атмосферу игры Graveyard Keeper. Ну, то есть на стадии попытки это сделать. По сюжету нашего героя сбивает машина в нашем времени и он попадает в другой мир, где все еще царит глухое средневековье: ослы разговаривают с людьми, адские черепа левитируют направо и налево (и тоже, кстати, разговаривают), а священнослужители… а, впрочем, они ни чуть не поменялись – у них стабильность. Вот в таком замечательном мире по какой-то не совсем понятной причине нам предлагают занять должность смотрителя за кладбищем. Происходит это через череду довольно скучных и ничем не примечательных диалогов и парочкой попыток добавить в игру черного юмора (таких себе). Сюжет Graveyard Keeper меня расстроил именно вот этим вот “попаденческим”, прости господи, налётом. Я рассчитывал на аутентичный симулятор сурового копателя могил, а получил игру про хипстера сбитого на дороге, который оказался настолько тупорылым, что со всеми имеющимися знаниями он даже в средневековье не смог себе найти работу получше смотрителя за кладбищем. Рискну предположить, что в реальной жизни он был баристой.
Но давайте к геймплею. Graveyard Keeper – это песочница с открытым миром (ну, не совсем, правда, но очень близко), тайм-менджментом (где вместо времени энергия), крафтом и бесконечным гриндом. Да, именно так. Lazy Bear Games взяли самую спорную и нелюбимую многими игроками часть своей первой игры и построили вокруг неё вторую. Нам предлагают слоняться по окрестностям, общаться с NPC, брать у них квесты, добывать ресурсы, что-то строить, что-то чинить, кого-то закапывать и расчленять и все это в принципе работает и на первые несколько часов само по себе является достаточным развлечением (меня хватило на 5).
Но в какой-то момент ты понимаешь, что большую часть времени ты, барабанная дробь, гриндишь.
Крафт при этом совершенно обычный, добыча ресурсов тоже. Из интересного можно отметить систему, пришедшую на заменя дням недели и вполне себе интересное древо знаний и технологий. Однако и тут все, само собой, упирается в гринд. Поиграв 5 часов и, что называется, не увидев просвета на горизонте, я решил полюбопытствовать – сколько же времени у меня может занять прохождение игры Graveyard Keeper и выяснил, что это вполне могут быть 40-50 часов. Это при том, что интереса к сюжету у меня не появилось вовсе, а геймплей отпустил на 4-5 часу окончательно и бесповоротно. Есть тут и боевая система, которая вполне нормальная, но опять же едва ли способна удивить и удержать у экрана на такое колоссальное количество часов.
А вот выглядит Graveyard Keeper великолепно. В этом аспекте она даже выигрывает у своей предшественницы – Punch Club. Великолепной образчик детальной и глубокой пиксельной графики. Впрочем, и звучит игра ничуть не хуже. Музыкальная тема не надоела мне за 5 часов игры, что, в общем-то, очень приличный показатель, а звуки были настолько хороши, насколько этого ожидаешь от такой игры.
Итоги обзора Graveyard Keeper – стоит ли играть?
Прежде чем начать подводить итоги моего обзора Graveyard Keeper, я решил, ну, из праздного любопытства лишь, поглядеть, что же думают игроки в Steam об игре и совершенно не удивился, увидев “Смешанные” оценки. Не удивился не потому, что считаю Graveyard Keeper игрой не в полной мере удачной, а потому что прекрасно понимаю, что она в принципе может понравиться только определенной группе игроков со вполне предсказуемыми и давно известными вкусовыми предпочтениями. Ну разве мало народу в своё время “задрачивали” в Lineage II или Ragnarok Online? Совсем нет. А мало ли игроков онлайн сейчас в других MMORPG и играх, где на поздних стадиях игрового процесса во главе угла гринд? Да полным-полно. На мой взгляд, именно на этих игроков нацелена Graveyard Keeper. И это лично для меня несколько удивительно, потому что первый проект Lazy Bear Games, PunchClub, даже вопреки присутствию в нём гринда, был проектом без четкой аудитории. Он мог и нравился совершенно разным людям, разных вкусовых предпочтений и вовлеченности в игровую индустрию. Однако свою вторую игру ребята при этом сделали очень-очень нишевой.
И ниша эта, конечно, имеет право на жизнь, как и сама игра, но только в том случае, если вы не цените своё время или просто еще не знаете ему цены.
В какой-то степени этот аргумент применим к любой компьютерной игре, но в некоторых из них коэффициент соотношения временных затрат к отдаче куда приятнее. Ну, а стоит ли играть в Graveyard Keeper, думаю, вы уже сами разберетесь – в данном случае это дело совершенно нехитрое.
Обзор Graveyard Keeper
Мы пытались написать обзор на Graveyard Keeper без сравнений со Stardew Valley, но у нас не вышло. Давайте разберемся, почему эта игра принесла разработчикам миллион долларов в первые сутки продаж.
Главный герой Graveyard Keeper — то ли простой деревенский парнишка, то ли бородатый хипстер. Его выбросило в странный средневековый мир, он очень хочет попасть домой, и потому соглашается поработать смотрителем кладбища.
Избежать сравнения со Stardew Valley не получится. Протагонист живет в милом маленьком домике с кухней, заботится о своем саде, огороде и кладбище, иногда ловит рыбу, запасается едой и спускается в многоэтажное подземелье истреблять монстров. Не похоже, чтобы разработчики скрывали свой источник вдохновения.
Сюжет выдается скупо, но игра нарративно насыщена. Вроде всего несколько туманных намеков от Астролога, да пара заданий для Церкви, а герой уже лидер местной духовной жизни, печет бургеры из свежих трупов, а по ночам ползает по катакомбам и украшает черепами свой зал жертвоприношений. Трудно сказать, много ли в игре черного юмора или просто чернухи, но стилистика средневекового кладбища выдержана прекрасно.
Аккуратная пиксельная графика с кучей деталей, хорошо выдержанная цветовая палитра, вроде и коричневато-грязная, как и ожидаешь от игры про средневековое кладбище, но разборчивая и не утомительная. Музыка выразительная и запоминающаяся, но привязана к локациям, так что на десятом часу прослушивания четырех мелодий хочется ее отключить.
В центре внимания находится, разумеется, кладбище. Где-то раз в день ослик привозит труп (оплата морковкой). Трупы нужно обработать: изъять ценные органы, забальзамировать, потом похоронить и соорудить симпатичное надгробие и оградку. Для роста уровня ухоженности кладбища важно и качество разделки тела, и бонусы от украшений. На высоких уровнях можно ставить мраморные бюсты и резных ангелов.
Но много на продаже не заработать, у торговцев ограничен запас денег, и чем больше продаешь им товара, тем ниже они предлагают цену. Фермерство не особо выгодно: без качественных удобрений при сборе урожая семян выпадает меньше, чем потрачено на посадку.
Зато, как только Смотритель приведет кладбище в минимально-приличный вид, его повысят до клирика. На кладбище откроется церковь, где раз в шесть дней можно читать проповеди и собирать с прихожан пожертвования. Чем больше в церкви предметов, тем больше прихожан, а чем лучше кладбище, тем больше размер пожертвования. Для продвижения по сюжету требуется золото, а жертвуют медью, так что благополучие церкви оказывается в центре внимания.
Покойные — не огород, лежат себе тихо в могилах, поэтому в Graveyard Keeper нет строгой ежедневной рутины. Поработал, пока энергия не кончилась, пошел поспал — и все заново. Спать именно ночью не обязательно, можно ловить мотыля или охотиться на летучих мышей. Время важно только для взаимодействия с людьми. Во-первых, ночью они не доступны. Во-вторых, ключевые персонажи появляются в определенных точках один день в неделю. Приходится подстраиваться.
Типичный вечер на кладбище: инквизитор попросил раздать листовки с приглашениями на ближайшее сожжение ведьмы. Нужны чернила с пером и бумага. И понеслось.
Ночью поохотился на летучих мышей, собрал крыльев. Из них наделал чистой бумаги, бумагу расщепил в науку. Провел проповедь, собрал веры. В лесу набрал ягод и меда, испек тортик. Съел тортик ради бонуса к исследованию, исследовал останки трупов, набрал сфер духа. Потратил сферы на изучение стеклодувного дела, улучшенной выплавки и писательства. Бумага еще осталась, нужны перо и чернила. За перьями сбегал к птичнице, а вот чернила придется делать самому. Нужна колба и черная краска. Надо построить новую литейную печь.
Срубил дерево, отнес бревна на склад, распилил их на чурбаки, чурбаки на дрова, дрова закинул в печь, переплавил железо. Пока плавится, сходил песка накопал и камня наколол. Вернулся и из железа наковал деталей, сложил новую печь. Набрал воды в колодце. В новой печи выплавил стекло, из стекла колбы. Уф, колбы есть. Теперь краска, краска делается на алхимическом столе. Напилил брусьев, выдул сложные колбы из простых. Собрал алхимический стол. Оказалось, что для краски нужна черная пыль из алхимической мельницы, а мельница делается из полированных блоков, а эта технология еще не изучена. Нажал Alt+F4.
Но Graveyard Keeper не ограничивается банальным крафтом. В игре также полно сверхзапутанного крафта! Например, изобретательная ветка создания книг. Помимо технологии производства бумаги и чернил (а со временем и печатного пресса) приходится осваивать навык писателя. Разговаривать с местными жителями, слушать исповеди и собирать истории. Из историй разного качества получаются заметки разного качества. Из заметок — главы, а из глав — книги. Кстати, навык написания проповедей растет параллельно.
Но самой сложной оказалась алхимия. Некоторые предметы распыляются на некоторые порошки и жидкости, их как-то надо смешать и получить эликсиры. Рецептов нет, наслаждайтесь.
Словом, игра получилась насыщенная, новые возможности появляются и спустя тридцать-сорок часов со старта. Постройте крематорий, восстановите пасеку или карьер — расширьте свои карьерные возможности!
Основная проблема в том, что раз за разом приходится возвращаться к базовым рутинным действиям. Рубить рощицу возле дома и перетаскивать бревна, пилить их на чурбаки, а их колоть на дрова — иначе не выплавить железа. Да, есть перки, которые облегчают жизнь, но все равно придется рубить. Чем дальше, тем длиннее цепочки производства, и тем медленнее развитие.
Кажется, что Graveyard Keeper появилась после того, как разработчики поиграли в Stardew Valley, почитали отзывы и решили сделать такую же игру, но для взрослых. С кладбищем, культистами и каннибализмом. И без раздражающей привязки к ночному сну и ежедневному поливу.
С другой стороны, проблема Stardew Valley на самом деле не в поливе, а в общей затянутости. И Graveyard Keeper страдает от той же болезни: день за днем игрок вязнет в рутине сбора морковки и рубки дров, а сюжет никуда не движется. Возможно, стоило бы сделать шаг в сторону Terraria, сделать огромный инвентарь и убрать энергию, либо ввести больше автоматизации на высоких уровнях. И пора править баги: частенько вылезает английский текст, и заметно сбоит при перезапуске сохранений без выхода из игры. Например, может самопроизвольно отключиться музыка, или вдруг утроится бонус с кладбища.
В общем получилось хорошо: стильно, с мини-играми и чудовищной глубины крафтом. Но не блестяще. Игра скорее забавная, чем смешная, и скорее затянутая, чем длинная. Достойное развлечение в рамках жанра, но не веха. Словом, можно пропустить в потоке осенних новинок.