Elex – Ни слова о графике, анимации и геймплее! Пара слов о сюжете.
Обзор ELEX — долгожданное возвращение авторов «Готики»
Разбудите фаната серии Gothic посреди ночи и спросите о его заветной мечте. Велика вероятность, что в ответе будет фигурировать продолжение культового франчайза (или хотя бы его перезапуск). Печально, но факт: сами Piranha Bytes к легендарной «Готике» возвращаться не спешат. В многочисленных интервью они неоднократно подчёркивали, что завышенные ожидания геймеров ставят перед разработчиками непосильную и практически невыполнимую задачу.
ELEX, с учётом таких вводных, можно рассматривать как достойный выход из положения: принципиальная новизна проекта развязала «Пираньям» руки и позволила студии использовать свои лучшие наработки без риска разочаровать поклонников. Мы разобрались, что из этого вышло, и, признаться честно, до сих пор находимся под впечатлением.
Такие разные, но такие похожие
В равной степени крутая и бредовая идея технофэнтези вызывала вопросы ещё на этапе анонса: средневековые воины в рогатых шлемах по соседству с боевыми шагающими роботами казались запредельным сюром. Но «Пираньи» не были бы собой, если б не сумели превратить настолько парадоксальный сеттинг в нечто оригинальное и достоверное.
Да, вселенная «Элекса» функционирует по странным законам и на первых порах это здорово сбивает с толку. Здесь как будто намеренно переборщили с контрастами: мир напоминает смесь из декораций к «Безумному Максу», «Эквилибриуму» и (внезапно) сериалу «Викинги». Но со временем всё меняется — возникающий поначалу диссонанс уходит на задний план, а сама история обрастает фирменным «готическим» шармом. Которого, к слову, так не хватало в Risen.
Постапокалипсис учит нас: не так страшен конец света, как то, что за ним последует. Вот и для планеты Магалан столкновение с кометой стало лишь началом глобальных перемен. Катализатором послужил элекс — загадочный минерал инопланетного происхождения, способный превратить любое живое существо в кровожадного монстра. Прежняя цивилизация (идентичная земной) разрушена, а пришедшие ей на смену общества живут по особым правилам и не очень-то жалуют друг друга. По неписаным традициям игр от Piranha Bytes, к одной из таких фракций нам и предстоит примкнуть.
На южных рубежах обосновались берсерки — воины и земледельцы, чтущие законы природы и отвергающие любые технологии. Клирики, со свойственным им религиозным запалом, таких крайностей не одобряют и выступают за разумное использование машин и электроники. В третьем играбельном лагере и вовсе сплошные разбойники и раздолбаи: изгои выстроили посреди пустыни город из мусора и покрышек и теперь предаются в нём всяческим непотребствам с излишествами. Элекс же нужен всем — это и валюта, и топливо, и источник магии и даже наркотик.
Но отчаяннее всего в силе минерала нуждаются альбы — группировка высокоразвитых суперсолдат, контролирующих север. Холодные, расчётливые и лишённые эмоций они принимают элекс в пищу, надеясь, что это поможет им эволюционировать. Тоталитарная доктрина, непререкаемый авторитет лидера и чудовищные эксперименты над людьми — тут полный набор «злодейских» штампов. И мы бы, вероятно, над этим даже посмеялись, если бы не одно но: главный герой — бывший командор альбов. Чувствуете назревающий конфликт?
Нормальные герои всегда идут в обход
Впервые за всю историю ролёвок от Piranha Bytes основного персонажа наделили не только именем, но и внятным прошлым. По иронии судьбы он, правда, начисто лишён харизмы и в этом смысле очень проигрывает симпатяге Безымянному. Однако преемственность ощущается. По крайней мере фансервис поджидает уже во вступительном ролике — там приговорённый к смерти Джакс драматично падает с обрыва, а сама сцена вольно цитирует начало оригинальной Gothic.
Нельзя сказать, что игра поражает вариативностью, но путей для отыгрыша здесь действительно много. Большую часть сознательной жизни Джакс находился под влиянием элекса, поэтому эмоции и простые человеческие чувства для него в новинку. Характер героя, таким образом, формируется на ходу: воруй, убивай, угрожай или будь паинькой — выбор за тобой. Помножьте это на бесшовный открытый мир, где идти куда вздумается позволено уже с первых минут, и получите крупномасштабное приключение в лучших традициях «старой школы» RPG.
Что у «Пираний» вышло блестяще, так это дух первооткрывательства — Магалан со всеми его контрастами бесконечно интересно исследовать. По дороге от одного квестового объекта к другому то и дело натыкаешься на укромные нычки с лутом, побочных NPC и миниатюрные пьесы в их исполнении. Поверьте: те, кто ругают «Элекс» за якобы пустой мир, просто не потрудились ознакомиться с ним в деталях.
Вот в неприметной хижине у подножья горы разыгралась кровавая драма и вы, кажется, опоздали буквально на пять минут: все участники уже мертвы и художественно валяются рядом с уютно потрескивающим очагом. А вот стая мутировавших шакалов атакует вражеских скаутов прямо посреди разрушенного шоссе — лучшего момента, чтобы нанести удар в спину, не придумаешь.
Система телепортов и джетпак значительно упрощают перемещения между локациями. Но если первое решение оправдано размерами мира, наличие реактивного пояса приводит к злоупотреблениям. Действительно, зачем расчищать себе путь к очередному оплоту альбов, когда можно в два счёта перемахнуть через высоченную стену и разобраться с их предводителем один на один?
Игровые механики вообще предусматривают множество вольностей: ничто не мешает привести пачку квестовых монстров прямо к персонажу, выдавшему контракт на их убийство. Он сам разложит чудовищ, а потом, глазом не моргнув, отстегнёт обещанную награду. Вот только если «непись» в процессе случайно погибнет, вся затея накроется медным тазом, поэтому к магической комбинации save — load обращаешься с завидным постоянством.
По логике, возможность такого безнаказанного абьюза должна начисто убивать атмосферу и понижать градус напряжения. Но на деле происходит ровно противоположное: каждая задача, любая стычка с врагом превращается в бесконечное поле для экспериментов. Что с того, если вы забрались на крышу разрушенного завода и закидали противника гранатами с безопасного расстояния? Кто сказал, что у неприятеля не может быть «слепого пятна»? В конце концов, с какой стати бой должен быть честным? Всё, что не запрещено — разрешено, а уж импровизировать тут можно часами.
На лицо ужасная, годная внутри
Раскачка персонажа тоже оставляет пространство для манёвра. Мало того, что каждая из фракций обладает собственными фишками, развитая система побочных характеристик позволяет «вырастить» из Джакса практически кого угодно. Хотите вдарить по ремёслам и алхимии? Вперёд. Предпочитаете охотничьи навыки и выживание? Почему бы и нет. Дополнительные умения грамотно распределены в подклассы и, при желании, освоить можно все без исключения.
Арсенал так вообще превосходит самые смелые фантазии: помимо архаичных мечей и арбалетов, герой одинаково ловко управляется с лазерами, плазмаганами, ракетницей и даже огнемётом. И это вдобавок к магии — заклинания берсерков и технические фокусы альбов станут неплохим подспорьем в битве за Магалан.
Казалось бы, сказка ведь, натуральный рай. Да только боевая система никогда не была визитной карточкой Piranha Bytes. Серьёзно, механика поединков настолько топорная, что вынуждает попросту избегать прямого контакта с соперником. На низком уровне сложности ты закликиваешь цель до тех пор, пока герой не выбьется из сил, после чего ретируешься, чтобы индикатор энергии хоть немного заполнился. На высоком же каждая схватка превращается в долгий и мучительный процесс с отступлениями, перекатами и незапланированными полётами на джетпаке.
Увы, на этом проблемы ELEX не заканчиваются. Игра собрана на основе Genome Engine, созданного ещё для третьей «Готики», и скрыть это не под силу даже многочисленным модификациям вместе с PhysX в качестве физического движка. Графика безбожно устарела, AI регулярно тупит, а по части картонной лицевой анимации «Элекс» влёгкую уделывает последнюю Mass Effect. В общем, учитывая высокий порог вхождения (поначалу монстры разбирают персонажа с пары плевков), неподготовленного человека такие «прелести» определённо шокируют, если не разочаруют.
Именно поэтому мы позволим себе небольшое оправдательное отступление. Оценивать новый тайтл «Пираний» с оглядкой на высокобюджетные ААА-проекты по меньшей мере неправильно. Для справки: над третьим «Ведьмаком» трудились 240 сотрудников CD Projekt RED и полторы тысячи специалистов на аутсорсе. В то время как команда разработчиков «Элекс» — это тридцать человек в студии и десяток приглашённых фрилансеров. На таком фоне любые претензии к картинке или геймплею кажутся смешными и несостоятельными.
Впрочем, рядового игрока подобными нюансами не впечатлишь, что прискорбно. Ведь если судить об ELEX по обложке, вы рискуете пропустить одно из лучших виртуальных приключений в своей жизни. Причём, в отличие от неоднозначной серии Risen, на этот раз оно ещё и по-настоящему самобытно. По сути, это талантливый и безумно ностальгический авторский проект, сделанный с душой и искренней любовью к жанру.
Да, тут на каждом шагу сплошные условности, с которыми проще всего раз и навсегда смириться: инвентарь бездонный, а закованные в броню роботы разваливаются после пары метких выстрелов из обыкновенного лука. Но каждый кустик на просторах Магалана посажен вручную. И за судьбы спутников переживаешь взаправду, как за лучших друзей. Нет, это, конечно же, не «Готика». Однако культовой саге о Безымянном ELEX не уступает ни на йоту.
Достоинства:
- новая игра от студии, подарившей нам легендарную Gothic;
- несколько вариантов прохождения и гибкость побочных сюжетных линий;
- гигантский открытый мир, в котором постоянно что-то происходит;
- на удивление удачный сплав фентези и научной фантастики;
- атмосфера эпического приключения в духе «старой школы» RPG.
Недостатки:
- устаревшее всё: движок, графика, боевая система;
- высокий порог вхождения — с новичками здесь не церемонятся.
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- Разработчик: Piranha Bytes
- Издатель: THQ Nordic
- Дата выхода в России: 17 октября 2017 года
- Локализация: субтитры
- Похожие игры: серии Gothic и Risen, Fallout: New Vegas
- Стоит ли покупать сейчас? Да, особенно если тоскуете по классике от «Пираний»
Рецензия на сюжет Elex
Ни слова о графике, анимации и геймплее! Пара слов о сюжете.
Новая игрушка от «Пираний» – Elex. Рассмотрим её поближе…. И так, всё происходит на планете под названием «Магалан», которая в недавнем прошлом подверглась сокрушительному удару кометы. Вся и всё было разрушено и почти всё население погибло. Из тех же, кто выжил, сформировалось несколько группировок, кланов, или просто банд.
Клирики: продвинутая часть населения, использующая все технологии которые были им доступны, и развивающие свои собственные, основанные на применении нового вещества – элекса. Которое появилось после падения метеорита. Живут по своим собственным законам, на первый взгляд очень даже гуманным, имеют свою религию.
Берсеркеры: в игре просто «берсерки». Стараются жить в единении с природой, типа нашего «Гринписа». Законы несколько отличаются от законов клириков, а главное у них запрет на применение продвинутых технологий, также запрет на любое оружие, если это не меч, булава, лук и стрелы. Пользуются магией, которая подпитывается всё тем же элексом.
Изгои: уже из названия понятно, что этим ребятам на всё и всех на…плевать. Пользуются всем, что найдут, сопрут или награбят. Закон один, прав всегда тот, кто сильней. Не верят ни в бога, ни в чёрта. Живут собственно на большой помойке, иначе никак не назовёшь их поселение. Тоже используют элекс, но в довольно примитивных целях, а точнее вместо наркотика.
Альбы: собственно это и есть те самые антагонисты, против которых ополчились все, и которые до сих пор и имели всех и вся, так как являются самыми продвинутыми в технологиях и в военном деле. Хотя когда-то это были просто клирики, но вместо вымышленного божества, создали себе своего, осязаемого. Я утрирую, но суть примерно такова. Естественно, что их законы просто списаны, как и положено для антагонистов, с фашистов, нацистов и тому подобных. Типа голубая кровь, избранные и вся остальная чушь.
Есть одно, что объединяет всех этих разношёрстных братьев. Это элекс, та самая комета, что рухнула на планету, состояла из этого самого элекса. И теперь он используется всеми, но в своих целях и по-разному. В одном у них совпадение, его использование как валюту. Клирики используют как топливо для машин и оружия, берсерки превращают его в ману, и используют для магии, альбы, жрут его «сырым», что делает их сильнее остальных. Ну и изгои просто штырятся с него как обычные наркоманы.
Так вот, наш протагонист, как раз из этих самых Альбов. Крутой мужик, из самых главных командиров альбской армии, а вот надо же…. В общем, сюжет начинается с того, что мы, (в смысле тот самый крутой перец из альбов), вылетаем на задание на своём пепелаце (шутка, в общем, по нашим меркам это самолёт).
Естественно, что мы не знаем, что вокруг нас плетутся заговоры, и в итоге нас сбивают над территорией противника. Что вроде бы не противоречит военному положению, вот только закавыка в том, что мы над территорией берсерков. А берсерки не пользуются технологиями, вывод – сбили, свои. Мало того, после падения мы выбираемся из своего повреждённого пепелаца, пытаемся связаться со своими, а свои, вот они, уже здесь, причём наш родной брат, который отдаёт приказ охране… прикончить нас. Ничего себе припарки после бани! Но нам везёт, то ли охранник косой, то ли броня у нас оказалась крепкая, в общем, нас не убили, но со скалы мы всё же куда-то звезданулись…
Вот с этого места и начинаются наши приключения…. Сколько мы там провалялись, никто не знает, но наверное долго. Потому как до падения мы, как и положено крутому альбу были накачаны элексом. А когда очухались, то у нас даже ломки не было. Пока мы так отдыхали, нас ограбили, самым бесстыжим образом. Немножко странно конечно ограбили…. Что я имею в виду, у нас спёрли броню, но, тем не менее, очнулись мы не голышом, а в какой-то робе. В инвентарь нам услужливо положили обрезок трубы, или что-то в этом роде. Кстати вместе с элексом, из нас испарились и все наши физические данные. Теперь мы дохляки и любая крыса нас уделает, зацепив хвостом. Потому-что здесь мегакрысы! Да и вся остальная фауна здесь сильная и страшная…, как говно Ардаля!
В связи с чем, совет, не пытайтесь с первого раза пройти игру на «Ультра», это самый высокий уровень сложности, а всего их четыре. Просто в этом случае замаетесь начинать игру с последнего сохранения. Поскольку территория будет довольно большая, а Плотвы у нас не будет, то в игре предусмотрено быстрое перемещение, с помощью телепортов, но их надо будет постепенно активировать. Помимо всего прочего, войны и драк с чудоюдомегамутантами, в игре есть и романтическая линия, то есть, предусмотрен роман с одной из женщин вашего личного отряда. (Слава богу, иного не предусмотрено!)
Вступать в ряды, какой либо группировки можно не торопиться, потому, как лучше для начала пробежаться по всем существующим, узнать, кто и чем дышит, принимая попутно задания для выполнения, от тех и других. Что повысит ваш уровень и материальное положение. Доступны будут «Клирики», «Берсерки», и «Изгои», «Альбы» соответственно недоступны, потому как они на нас охотятся. А когда уже заматереете, то можно и примкнуть, к одной из возможных группировок, потому как это всё равно неизбежно. Просто сюжет игры дальше не продвинется в противном случае.
В общем, общий смысл сюжета понятен. Нам предстоит примкнуть к какой-нибудь из существующих группировок и надрать задницу своим же сородичам. Которые на поверку окажутся не такими уж и родными. Самым трудным шагом, окажется как раз таки выбор группировки. Если вы конечно осмысленно и вдумчиво отнесётесь к пониманию сути той или иной группировки. Если ведьмак выбирал меньшее зло, то нам предстоит просто выбрать зло. Ну, это на мой взгляд. Каждый ваш поступок будет иметь какие-то последствия (по задумке разработчиков). Последствия не всегда самые очевидные, я не уверен, но возможно в моём случае скрипты не правильно сработали, но в финале кода я принимал одно решение, результат получил обратный…. Вкратце, это всё по сюжету. Наберитесь терпения, и приятной вам игры!
Пару слов о движке Elex
Risen 3: Enhanced Edition послужило подготовкой к Elex, игре, которая выйдет в первом квартале 2017 на Playstation 4, Xbox One и Windows, начиная с седьмой версии. В этот раз издателем выступает уже не Deep Silver, а THQ Nordic (бывшая Nordic Games). Elex обещает быть постапокалиптической научно-фантастической RPG с полностью открытым миром, в 1.5 раза превосходящим размер мира Gothic 3. Piranha Bytes (далее – PB) снова сами занимаются портированием игры и последовательным улучшением игрового движка, чтобы обеспечить те возможности, которые будут совпадать с их представлением об игре – и мы смогли получить эксклюзивную информацию от PB о внесённых в игровой движок изменениях. PB еще сильнее улучшили технологию стриминга – ни один загрузочный экран не должен нарушать игровой процесс. Для этого PB разделили мир на статические и динамические объекты, и статические объекты: а) не перемещаются; б) не содержатся в сохранениях. Статика игрового окружения содержится в памяти и загружается в фоне, в то время как динамическое окружение загружается при старте игры (что благотворно сказывается на производительности). С целью увеличить преимущества многоядерных систем PB распараллелили весь рендеринг для Elex. Кроме того, игровая логика также обсчитывается параллельно с рендерингом. Основанная на вэйпойнтах система нахождения пути была совмещена с системой, основанной на полигонах, что позволит NPC перемещаться по всему игровому миру.
Огромный скачок был совершён и в графике, т.к. впервые применяется DirectX 11, предлагающий для PB куда большее число возможностей в сравнении с DirectX 9. PB вовсю используют Direct Compute, возможность записи в любую точку внутри буфера или текстуры (запись со случайным доступом). Таким образом, становятся возможными эффекты вроде глобального объёмного освещения and Line-Sweep Ambient Occlusion (прим.: одна из моделей обработки теней), что невозможно было бы реализовать с помощью привычных пиксельных шейдеров. Система объёмного освещения была полностью переработана, как говорят PB, теперь она основана на физической модели. В отличие от Risen 3, в Elex все источники света, тени и глобального освещения будут включены в объёмное освещение. Для улучшения производительности используются вычислительные шейдеры, к примеру – при фильтрации или обсчёте occlusion culling (прим.: система, позволяющая демонстрировать на экране только видимые игроку объекты). Кроме того, PB реализовали возможность поддерживать тесселяцию объектов из любого материала.
Рендеринг был перекинут на рендерер Forward+. Он требует куда меньший объём памяти в сравнении с отложенным рендерером в Risen 3, т.к. Forward+ сразу создаёт итоговую картинку. Также Forward+ куда более прост в интеграции особых материалов, таких как волосы, кожа, и т.д. (нуждающихся в физически точном шейдинге). Прозрачные и непрозрачные объекты могут обрабатываться в равных условиях. С Forward+ также вполне возможно и использование классического MSAA (сглаживания), что гораздо сильнее влияло бы на производительность и объёмы требуемой памяти при применении отложенного рендерера. В Elex возможно совмещение с SMAA или FXAA.
Новым графическим эффектом стала также глобальная иллюминация (ГИ), с помощью которой обсчитывается непрямое освещение, в результате чего графика выглядит намного реалистичнее. Из-за того, что обсчёт ГИ в реальном времени сильно влияет на производительность, во многих играх ГИ просчитывается заранее, а игры со сменой дня и ночи часто вообще не используют ГИ. Реализация ГИ вместе и светового цикла в Elex, таким образом, представило собой достаточно трудную техническую задачу. PB использовали сразу несколько подходов: для карт диффузии они заранее создали неструктурированную сетку точек освещённости, и каждая точка содержала данные сразу по нескольким параметрам, что было необходимо для воссоздания освещения в текущих условиях прямо во время игрового процесса. После этого из точек освещённости с помощью интерполяции на тетраэдральной сетке создаётся объёмная фигура, так что непрямое освещение можно просчитать для любой точки поверхности. Даже более того, PB предотвратило прохождение непрямого света через стены, что является типичной проблемой для основанной на объёмах глобальной иллюминации. Для воссоздания отражений PB просчитывают кубические карты для разных точек пространства, специально подобранных для текущего освещения и интерполированных с помощью сетки, уже используемой для диффузного освещения.
Ещё одним улучшением в Elex станет физически правдоподобная камера – виртуальная камера, работающая в соответствии с физическими законами. Определённые зависящие друг от друга переменные, такие, как открытие линзы и происходящее вследствие этого размытие изображения – симулируются в соответствии с физикой. Ambient Occlusion тоже было улучшено: игрок сможет выбрать между Horizontal Based Ambient Occlusion (HBAO) и Line-Sweep Ambient Obscurance (LSAO). Оба варианта относятся к технологии Far Field Ambient Occlusion, в свою очередь являющейся подтипом SSAO. HBAO подходит для слабых систем, но LSAO предлагает заметно лучшее качество картинки. В процессе расчётов, лучи расходятся во всех направлениях, обрабатываясь в соответствии с подходящей глубиной резкости. Также, впервые для игр PB, трава будет отбрасывать тени на саму себя и на своё окружение, что заставляет её выглядеть более реалистично и бесшовно интегрировать её в окружение. Все модели, включая персонажей, теперь более детализированы, текстуры получили гораздо большее разрешение, а анимации стали более правдоподобными. Elex, однако, не будет поддерживать DirectX 12 или Vulkan, так как оба API не были доступны на старте разработки, а теперь у PB уже нет времени на их интеграцию. Тем не менее, по словам PB, Vulkan является интересной альтернативой для DirectX.