0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Stalker и Metro — друзья навсегда

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

Сегодня Metro 2033 исполнилось десять лет. Вспоминаем об одном из самых ярких боевиков 2010 года, который сумел доказать, что и бывшие советские республики могут выпускать по-настоящему высококлассные видеоигры.

В нашей с вами любимой индустрии хватает примеров видеоигр, о которых никто не вспомнит спустя пару лет после их выхода. Сегодня ты рубишь мечом неприятелей, а завтра — сорян, братка, есть развлечения получше. В 2010 году схожую судьбу прочили Metro 2033 от украинцев из 4A Games. Пророчества не сбылись, и десять лет спустя Metro — это известная, любимая и уважаемая среди геймеров серия. В прошлом году мы уже успели написать рецензию на последнюю на данный момент часть цикла под названием Metro Exodus. Сегодня же настало время рассказать о шутере, который положил начало приключениям Артема из московской подземки. Поверьте, поговорить есть о чем.

Трэш на рынке — трэш везде

Чтобы понять, почему в год выхода игры на боевик делали ставку лишь отчаянные поклонники вселенной «Сталкера», необходимо немного прояснить контекст. Представьте себе, что вы живете в эпоху, когда сочетание слов «игра родом из СНГ» звучала почти как оскорбление. Все нулевые авторы отечественных «шедевров» совместно с тематической прессой кормили геймеров всевозможными обещаниями. Чего мы тогда только не видели и какую только лапшу с ушей не сбрасывали. О, нам обещают убийцу Doom 3? Ну, тогда почти наверняка получим никудышный шутер. Что характерно, предсказания сбывались.

Разумеется, хорошие игры тоже выходили. Можно вспомнить довольно неплохую Heroes of Might and Magic V от умельцев из Nival, «Анабиоз: Сон Разума» от украинской Action Forms, ряда других стратегических и тактических проектов. Однако в стройной шеренге трэша отечественного и околоотечественного разлива искать что-то выдающиеся было сродни попытке зарыться с головой в уделанный жидким дерьмом унитаз ради того, чтобы нащупать дорогую сердцу запонку. Занятие, может быть, смысла не совсем лишенное, но дюже странное.

Да и зачем, если на рынке хватает действительно шикарных предложений от европейских, американских и японских студий. Очарование от отечественного геймдева сошло на нет вместе с пиар-кампанией Lada Racing Club. Разумеется, «Лада» была сугубо российской кучей мусора, а «Метро 2033» — боевик, создаваемый в Украине бывшими разработчиками «Сталкера» и, вообще, выпускают же соседи отличные квесты про Холмса. Так-то оно действительно так, но в 2010 еще никто в здравом уме и трезвой памяти не разделял на «свою» и «чужую» индустрию экс-СССР. Все варились в одном котле и загибались тоже плюс-минус дружно.

И вот примерно в такой обстановке и вышла десять лет назад Metro 2033. Вышла с шумом и помпой — издательство «Акелла» не пожалело денег на продвижение и пиар нового блокбастера. Всякая точка по продаже дисков пестрила плакатами, журналисты наперебой рассказывали о работе 4A Games, форумы полнились первыми отзывами. И… они были преимущественно положительными. Геймеры на полном серьезе сравнивали новинку с ведущими западными боевиками и наперебой советовали друг дружке бежать в магазин.

Дескать, и атмосфера у игры «что надо», и локации аутентичные и, вообще, это же адаптация романа Глуховского, а этот товарищ фигни не напишет. Разумеется, журналисты отзывались о дебюте 4A Games чуть более сдержанно — указывали на ошибки, сетовали на первоисточник. В общем, толпу напрямую не поддерживали, но и не записывали приключения Артема в стопроцентный трэшак. Напротив, говорили, что вышло здорово, но не без ошибок.

Взгляд с другой стороны

Автор этих строк в то время как раз находился в оппозиции к мнению большей части обитателей форумов. Причина была самая что ни на есть банальная. Metro 2033, конечно, нельзя было отказать в некотором очаровании, однако с общекультурной точки зрения работа 4A Games, равно как и, прости господи, «роман» Глуховского, находилась на уровне чуть выше плинтуса. Говорящий почти что на фене Бурбон, непонятно откуда взявшиеся «братки», повсеместная совдепия, бойцы Красной линии — смотреть на все это мракобесие не было ни сил, ни желания.

И дело не в том, что украинцы, гады этакие, показали Москву как-то не так — от первоисточника убежать было нельзя, а в книге хватало всякого. Москва после ядерной катастрофы, по мнению Глуховского, обязательно должна выродиться в подземную версию заокеанской Брайтон-Бич — со всеми атрибутами умершей империи. И это действительно бесило. Вместо нормального сеттинга — спекуляция на лубочных образах. Персонажи — картонки. Геймплей… А вот о нем давайте поговорим чуть подробнее.

Формально 4A Games попыталась сделать самый банальный скриптовый шутер. Все, что требовалось от геймеров — это бежать от точки к точке, отстреливать монстров и недружественных обитателей подземки, смотреть скриптовые ролики и поражаться графике, которая в 2010 год действительно удивляла своим уровнем. «Ничуть не хуже, чем у западных аналогов», хотелось воскликнуть, но… увы, нет.

Несмотря на весь хайп, лоснящуюся от эффектов картинку и прочее в том же духе, Metro 2033 не могла конкурировать с действительно хорошими боевиками. Если сражения с людьми еще доставляли хоть какое-то удовольствие, то вот когда на сцену выходили монстры, то хотелось пробить фейспалмом лицо. Более «резиновых» противников в те годы надо было еще поискать. Стрелять по ним было сплошное мучение — нет, речь не идет про сложность. Просто скучно до одури.

Читать еще:  Скоро: режим тренировки в Rocket League

Или местный стелс. Он удручал. Во-первых, в силу абсолютно скриптовой природы, а во-вторых, из-за кривой механики и самого факта своего присутствия в игре. Если вы проходили в 2010 году Красную линию на Xbox 360, то прекрасно понимаете, о чем идет речь. Криво, косо, занудно, раздражающе. И все это на фоне бесподобной работы арт-дизайнеров. Местная подземка и редкие вылазки на поверхность действительно запоминались. В особенности Библиотека. Ей-богу, более атмосферной локации во всех российских/украинских видеоиграх той поры не сыскать было.

Теплый прием

В общем, неоднозначно воспринималась Metro 2033. Однако с высоты сегодняшнего дня отлично видно, что авторы все правильно просчитали. Причем мы сейчас не про русскоговорящих геймеров говорим — труд 4A Games по достоинству оценили по всему миру. Западная пресса на удивление благосклонно отнеслась к шутеру, а некоторые критики и вовсе расхваливали экшен на все лады. 81 балл из 100 возможных на Metacritic — это вам не шутки, столько далеко не все западные игры получают, чего уж говорить про творение родом из бывшей советской республики.

Свою лепту в популяризацию Metro 2033, конечно, внес и тот факт, что некоторые сотрудники 4A Games прежде трудились над культовым S.T.A.L.K.E.R. — еще одним шутером, который крайне тепло приняла англоязычная публика. В общем, все закрутилось. Да так резво, что сегодня 4A Games — это одна из немногих восточноевропейских студий, которая может НА РАВНЫХ конкурировать с ведущими западными компаниями. Этакая CD Projekt RED от мира боевиков. И все это благодаря крайне удачному дебюту.

Есть во всей этой истории и еще одна деталь. Дело в том, что именно Metro 2033 сумела доказать, что разработчики из бывшего Советского союза могут и умеют делать действительно классные видеоигры без скидок на страну происхождения. По сути, Украина стала этакой кузницей талантов. В то время как российские авторы пили валерьянку и либо закрывались и уходили с рынка, либо переобувались в воздухе и начинали покорять мобильную/казуальную нишу, наши ближайшие соседи выпускали полномасштабные хиты для самой широкой аудитории. Да, их было немного, но ведь были же!

Фактически 4A Games сумела разрушить миф, что в бывшем советском лагере создается один лишь трэш исключительной силы. И это действительно очень важно. За один этот факт оригинальной Metro 2033 можно простить и «резиновых» монстров, и отвратительный совково-люмпенский колорит с «базаром по фене» и прочим арго. Игра-легенда, блин, как ни крути. И сегодня ей исполнилось десять лет.

Для тех, кто хочет проникнуться ностальгией по дням ушедшим, крайне рекомендуем знакомиться с боевиком в его Redux-версии. Она, во-первых, использует движок и интерфейс Last Light, а во-вторых, гораздо приятнее в сугубо геймплейных аспектах. А вы успели пройти оригинальную 2033 на релизе? Поделитесь своими воспоминаниями в комментариях.

«Сталкер 2», который мы заслужили: обзор Metro Exodus

Франшиза Metro — чуть ли не единственное, что осталось у поклонников нашего, отечественного постапокалипсиса. Из-за недавнего скандала с уходом проекта из Steam, фанаты начали действительно переживать за игру. Так вот: выдыхайте. Опасения не оправдались, Exodus — великолепна.

Все скандалы легко объяснимы. Epic предложила издателю слишком хорошие условия, а разочарованные западные журналисты не поняли основной фишки игры — ее атмосферы. Парадоксально, что игра, предназначенная для западного рынка, вышла такой для него такой непонятной — но не для нас, выросших на территориях бывшего Советского Союза. Там, где издатель нацеливался на максимизацию прибыли, разработчики делали проект от души и с душой.

Мы не просто так начали именно с атмосферы. Подобных игр сегодня, увы, больше нет, а местный колорит не только очень хорош, но и регулярно меняется. Напомним, что прошлые две части игры мы бегали по подземным станциям московского метро, потому что после ядерной войны только там и осталась жизнь. На поверхности же невозможно было находиться без противогаза, и комфортно чувствовали себя там только стаи кровожадных монстров. Как выяснилось, жизнь за пределами метро имеется, но не в Москве.

Вместе со своим отрядом Артем прорывается из столицы на бронированном паровозе и движется на восток, где, вроде как, сохранилось правительство. Ему и еще нескольким членам ордена предстоит проехать практически весь Советский Союз, обрастая новыми попутчиками и попадая в массу различных передряг.

Тут-то и кроется главная прелесть игры. Если раньше перед нами представал лишь мрачный мир московского метро, то здесь Глуховский вместе с создателями игры смогли по-настоящему развернуться. Как выяснилось, к созданию полноценных постапокалиптических вселенных у них настоящий талант.

Мрачные заледенелые приволжские болота сменяются каспийской пустыней, а зеленая речная долина — огромным погибшим городом. Еще интереснее, однако, наблюдать за тем, как все это время люди выживали за пределами столицы. На Волге, к примеру, сектанты образовали церковь борцов с электроникой и стали поклоняться гигантской рыбе-мутанту. Зато на Каспии нас ждет натуральный «Безумный Макс» в антураже казахских степей. Причем советские «Зилы», «Газели» и «Камазы» идеально вписались в эту стилистику. У нас, к примеру, даже будет собственная аварийная «буханка».

Читать еще:  True Stalker — глобальный мод для Сталкер: Зов Припяти

Еще здесь имеются целые стада рабов, наложницы большого босса и атмосферная крепость, построенная на базе огромной нефтяной вышки. А то, что ждет нас в правительственном бункере на Урале, и подавно лучше увидеть самостоятельно. Одним словом, вселенная получилась невероятно крутой.

К тому же, игра представляет собой отличное роуд-муви. Перемещается между этими локациями отряд на небольшом импровизированном поезде. Его, кстати, собирать нам тоже предстоит самостоятельно, из-за чего к каждому вагону по-настоящему прикипаешь. Между большими остановками дают побродить по составу, и это, пожалуй, лучшая часть игры. Здесь можно выслушать попутчиков, попить чаю с командой, провести время с Аней, покрутить ручку радио, сделать пару записей в дневнике и просто поглядеть в окно. Есть что-то притягательное в том, чтобы наблюдать, как мимо мчащегося по погибшей стране поезда проносятся мертвые деревни, полуразрушенные фабрики и заросшие бурьяном поля.

Бродить по локациям интересно. Можно найти множество нычек с хорошим оружием, сюжетных записок, дополнительных персонажей и даже побочных квестов. Время от времени нам дают лодку или автомобиль. Однако, патронов и аптечек чаще всего мало, а если потратить много ресурсов на монстров, то их может не хватить на важное сюжетное задание. Из-за этого любого столкновения с чудовищами приходится избегать, хотя соблазн перебить всю нечисть в округе бывает очень велик. Тут игра, конечно, сильно проигрывает как в динамике, так и в количестве экшена.

Также «Исход» обычно предлагает несколько путей решения проблемы. Большинство местных обычно делятся на два типа: плохие парни и полные отморозки. Со вторым все понятно: их уничтожение абсолютно логично и даже правильно. А вот с первыми часто можно договориться. Например, сектанты «Электроборцы», конечно, злодеи, но среди них часто можно встретить и нормальных людей. В итоге, если стараться тихонько пробираться мимо них и использовать несмертельное оружие, то финальный конфликт вполне можно разрешить миром. И так в большинстве случаев. К середине игры таких группировок становится слишком много, из-за чего даже неплохой местный стелс успевает изрядно надоесть. Особенно когда у тебя сразу несколько крутых, прокачанных, смертоносных и бесшумных стволов.

Данью времени здесь можно назвать не только открытые локации со значками вопроса, но и вездесущий крафт. Доступного оружия в игре много, как много к нему и модификаций. Большинство из них имеют как сильные, так и слабые стороны. В настоящую машину смерти можно превратить даже самопальный пистолет. Учитывая постоянную нехватку патронов, возможность создавать боеприпасы из мусора на коленке — существенное достоинство.

В игре всего два типа ресурсов — детали и химические реактивы. Их-то мы и добываем буквально из всего, что попадается под руку. Подобная система удобна тем, что таким образом мы можем собирать любой хлам и из него крафтить именно то, в чем больше всего нуждаемся, будь то патроны, аптечки или фильтры. Несмотря на то, что дышать на поверхности за пределами Москвы можно, последние все равно пригодятся: нам предстоит спуститься не в один загаженный радиацией подвал. Что-то можно делать только на специальных верстаках, но самое простое создается и в полевых условиях.

Выглядит игра очень неплохо. В первую очередь, правда, не из-за каких-то там сверхсовременных технологий, а из-за превосходной работы дизайнеров. Множество узнаваемых деталей советского быта, проработка пейзажей и обилие источников освещения делают игру довольно красивой. Не последнюю роль в этом играют и погодные эффекты. Будь то гроза, аномалия или песчаная буря — это изрядно добавляет атмосферы.

Другая проблема «Исхода» — звук. При переключении настроек на разные типы звуковых систем возникают проблемы. К примеру, определить направление источника шума в игре бывает довольно тяжело. Либо напротив: даже удаленные персонажи слышны слишком громко, если смотреть прямо на них, и не слышны вообще, если отвернуться. Впрочем, со временем это все-таки должны будут поправить.

В остальном перед нами редкий нынче представитель жанра сюжетных шутеров с качественным персонажами, историей, локациями, целым набором настроений и фантастической атмосферой. Без Battle Royale и мультиплеера вообще в комплекте. Более того: на какой бы ранок не рассчитывал издатель, разработчики сделали игру в первую очередь для нас — живущих на просторах бывшего СССР, что очень приятно.

Не считая ряда небольших проблем, ни одна из которых не носит глобального характера, перед нами отличная игра как в серии, так и в жанре. А ради такого можно даже поставить еще один, не особо нужный кому-то «лаунчер».

Metro 2033 vs STALKER. Подземелья или небо?

Нельзя объять необъятное, нельзя сравнить несравнимое… А мы все-таки попробуем поставить рядом проекты постапокалиптической тематики — серию STALKER и Metro 2033 – да и поглядим, в какой из них предпочтительнее играть любителям наблюдать, как люди ведут себя в условиях полной анархии.

Если сразу схватиться за центральную сюжетную линию, то явного лидера тут, пожалуй, нет: сюжеты всех игр примерно одного уровня – не особенно замысловатые, но и не сказать, что совсем уж пустые (только Clear Sky в этом отношении несколько отстает от братьев по разуму). Только и разницы, что по вселенной Сталкера (к повести Стругацких, понятное дело, не имеющей никакого отношения) книжек понаписали чуть позже, а Metro 2033 с самого начала делали по роману Глуховского.

Читать еще:  Появится видеокарта от Nvidia с 16 ГБ памяти

Однако, в STALKER присутствуют побочные задания, что делает повествование несколько разнообразнее.

STALKER. Чуешь, чем пахнет?

Если же обратить внимание на создание атмосферы, то можно увидеть, что тут-то и разворачивается основная борьба. В этот раз открытый мир, давший игре STALKER преимущество в возможности создания случайных квестов, не пошел на пользу, и сделал окружение более однообразным. Да и необходимость носиться по карте туда-сюда (до того как появились проводники) дополнительно мозолила глаза. А линейность уровней Metro 2033 позволила проложить маршрут героя таким образом, чтобы окружающая обстановка не давала даже намека на однообразие.

Metro 2033. Отстрелялся, ковбой…

Еще один момент, дающий преимущество игре Metro 2033, связан с сюжетом. Поскольку события игры происходят, в том числе и там, где живут уцелевшие люди, а не на огороженной территории, куда идут только охотники за добычей, появилась возможность более ярко показать быт. То есть в STALKER`е мы видим только суровых мужиков, выясняющих отношения или друг с другом, или с ордами не менее брутальных мутантов, и это оправдано сюжетом. Однако, в отношении создания более колоритной атмосферы куда выгоднее смотрятся подземные поселения, в которых ютятся «разнокалиберные» homo sapiens.

Но есть и другой элемент, не менее важный при создании постапокалиптического мира – собирательство. Неотъемлемая часть подобных миров – необходимость шарить по обломкам цивилизации и собирать то, что может пригодиться – оружие, патроны, одежду, еду. И вот тут-то STALKER полностью оправдывает свое название, поскольку в собирательстве он на голову выше Metro 2033. Вещмешок, куда можно складывать награбленное, и торговцы, готовые платить за это звонкой монетой, делают свое дело – рыскать по тайникам не только полезно, но и интересно. В Metro 2033 процесс собирательства сводится к поиску редких патронов в поселениях и зачистке карманов нерасторопных двуногих, убитых монстрами или самим героем. Укромные места все-таки иногда встречаются, но найти их слишком просто, вследствие немудреной архитектуры уровней.

STALKER. Хабар в таких местах даром не дается.

А вот процесс использования различных элементов экипировки богаче и интереснее в Metro 2033. В Сталкере можно было пользоваться болтами для обнаружения аномалий, а также биноклем и противорадиационным костюмом. И еще приятная мелочь в виде необходимости перевязывать раны и кушать тушенку. В Metro 2033 всю имеющуюся у вас экипировку (противогаз, зарядное устройство, прибор ночного виденья, компас) нужно периодически использовать, что будет сопровождаться соответствующей визуализацией и влиянием на геймплей (увеличение заряда фонаря, опасность повредить стекло дыхательной маски и расход воздушных фильтров).

Metro 2033. В этом мире тренажер без надобности – и так накачаешься.

Какой же русский не любит хорошей стрельбы? Вероятно, тот, по которому стреляют. Но его мнения мы спрашивать не станем, а лучше обратим внимание на предоставляемый играми арсенал. Здесь преимущество так же за серией STALKER. Особенно за более поздними ее воплощениями, которые предоставляли не только большой выбор оружия, но и возможность индивидуального апгрейда. В свою очередь, Metro 2033 отвечает наличием нестандартного вооружения, например, пневматического арбалета, мощность выстрела которого зависит от давления, которое вы поддерживаете в баллонах.

Еще один немаловажный момент – сражения. Здесь борьба идет, в прямом смысле, на разных дистанциях. STALKER, как игра открытого мира, отдает предпочтение дальнему бою, делая снайперскую винтовку крайне важным элементом экипировки для любого искателя приключений. Перестрелки с людьми так и ведутся: либо издалека, либо в открытую и напролом. Stealth практически невостребован, хотя он вполне мог бы быть уместен.

STALKER. Живность на выпасе.

В Metro 2033, напротив, stealth-элементы очень важны, поскольку в открытом сражении выстоять против многочисленных и хорошо вооруженных врагов сложновато. Причем «игра в прятки» реализована очень качественно, и дает большие преимущества. Таким образом, битвы с двуногими негодяями приобретают особенный интерес.

Metro 2033. Тем, кто лезет вперед, обычно и достается больше…

А вот во время сражения с мутантами ситуация обратная. В темных коридорах метрополитена деться от враждебно настроенных зубоскалов особенно некуда, поэтому сражаться приходится в ближнем бою, постоянно получая удары от мерзких тварей. Тактики тут уже совсем никакой. То ли дело охота в STALKER`е, где можно воспользоваться преимуществами огнестрельного оружия на полную мощность.

Кстати, насчет тактики сражения с монстрами, это еще раз возвращает нас к теме игровой атмосферы и дает еще одно очко в пользу Сталкера, ведь фауна в этой игре гораздо разнообразнее, да и особенностей поведения и тактики боя у ее представителей побольше будет (вспомнить хотя бы телекинетические атаки).

Metro 2033. Который нынче час.

Но все эти «очки» — не более чем условность, поскольку игры, действительно, очень разные. Тем не менее, в вопросе создания постапокалиптического мира STALKER выигрывает из-за черт, которыми его наделяет открытый мир. Поэтому складывается впечатление, что для игр подобной тематики данный сеттинг все же предпочтительнее.

STALKER. ..Самое время для привала.

Впрочем, сравнение со STALKER`ом не делает игру Metro 2033 хуже, как таковую, хотя и указывает на те ее стороны, которые могли бы выглядеть лучше. Каждому свое, и у этой игры тоже найдутся сторонники, которым динамичность куда милее вариативности и собирательства.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector