5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Будет ли вторая часть Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Shadow Tactics: Blades of the Shogun: Обзор

Актуально для платформы: PC

Shadow Tactics: Blades of the Shogun уже успели расхвалить за многое. Но я скажу так — аккурат к концу года, к раздаче всевозможных наград, она достаёт из пыльного архива ржавую табличку с надписью: «Лучшая стелс-тактика в реальном времени». И благополучно сама же и побеждает в этой номинации — благодаря отсутствию конкурентов и собственным неоспоримым достоинствам.

Давным-давно этот жанр единолично сформировала знаменитая серия Commandos. Потом ещё были аналогичные по механике Desperados, Robin Hood: The Legend of Sherwood, Chicago 1930. И на этом по большому счёту всё — сейчас таких игр практически не делают. Тем более неожиданным и приятным получился сюрприз, который под конец года нам преподнесли авторы Shadow Tactics: Blades of the Shogun.

Коммандос феодальной Японии

Сделана эта игра откровенно по лекалам Commandos — и она не стесняется этого. Разве что действие перенесли в феодальную Японию эпохи Эдо, когда в 1615-м году едва объединившаяся под властью нового императора Страна восходящего солнца оказалась на грани новой смуты — появился загадочный даймё, феодал, жаждущий свергнуть сёгуна. Наш отряд специально обученных бойцов, обладателей уникальных талантов и навыков, как раз выступает на стороне императора и пытается всячески помешать таинственному раскольнику и его сообщникам.

Ещё одно отличие состоит в том, что сюжет, разбитый на отдельные миссии, всё же представляет собой полноценное повествование — с завязкой, развитием и развязкой. Сценарий, конечно, не претендует на лавры истории года, но следить за развитием событий довольно интересно.

Кроме того, судя по анонсам, в нашем отряде должны были бушевать чуть ли не шекспировские страсти. Вот читаем: «Отряд составляют очень разные люди. Поначалу сотрудничество кажется невозможным. Однако по мере выполнения заданий воины учатся доверять друг другу, между ними завязывается дружба. У всех персонажей свои мотивы, и каждому придётся встретиться лицом к лицу с собственными демонами».

На самом деле всё, конечно, куда проще: вам не придётся, как в какой-нибудь RPG от BioWare, мирить подчинённых или выполнять их персональные квесты, зализывая душевные раны. И даже состав на миссию определяете не вы, а сценаристы. Тем не менее какие-то отношения между нашими бойцами действительно развиваются — посредством межмиссионных роликов и диалогов. Да и во время выполнения заданий они не прочь поболтать или отпустить шутку-другую. Как говорится, спасибо и на том, сюжету это идёт только на пользу.

Пятеро смелых. И разных

В остальном Shadow Tactics: Blades of the Shogun — это та же Commandos, только с парой собственных идей и поправкой на азиатский колорит и реалии средневековой феодальной Японии. Каждая миссия представляет собой этакую тактическую головоломку, которую нужно решить, грамотно используя умения персонажей и комбинируя их друг с другом.

Профили и специализации бойцов угадываются без труда. Тут есть ловкий и быстрый ниндзя, умеющий метать сюрикен и бегать по крышам, более крупный и крепкий самурай, способный разметать навыком «Буря мечей» сразу нескольких противников и приманить врагов бутылками саке, симпатичная девица, умеющая переодеваться, охмурять и забалтывать охранников в образе гейши. В наличии также седовласый старец с костылём и мушкетом (фактически полный аналог снайпера из Commandos) и девушка, заманивающая врагов в смертоносные ловушки. Все при этом умеют скрываться в траве, почти все (кроме старика с костылём) переносят и прячут тела, а некоторые ещё и отлично плавают.

Как правило, обычно нам доступны лишь несколько бойцов (очень редко — сразу все пятеро). Но даже двум-трём персонажам тут есть где разгуляться и проявить фантазию. Задания классические — выкрасть документы у чиновника, убить важную и хорошо охраняемую шишку, перехватить партию оружия, спасти товарища и так далее. Но благодаря картам каждая миссия превращается в очень сложное, но увлекательное и нелинейное приключение, а точнее, испытание.

Уровни в Shadow Tactics, как и в Commandos, гениально спроектированы — они большие, красивые, разнообразные, изобилуют деталями и неочевидными возможностями. Вы вольны идти, что называется, по прямой, аккуратно выманивая и устраняя каждого врага. Но лучше действовать более творчески и красиво — раздразнить быка, чтобы он огрел копытами нескольких стражников, стоящих позади него; сбросить камень, балку или ящик на группу патрульных; спрятаться в повозке и на ней проникнуть на охраняемую территорию… Также весело сигать на охранников с крыш и бегать по верёвкам и канатам.

Читать еще:  The Elder Scrolls: Legends стала доступна для скачивания

Ту же важную шишку разрешают убить несколькими способами — отравить, например, чай или снять прицельным выстрелом из мушкета. Правда, в последнем случае ещё придётся выманить жертву на линию огня, заставив лаять его любимую собачку. В общем, этакая Hitman, но с участием сразу нескольких героев и в изометрии.

Тяжело в учении, тяжело в бою

Я уже сказал, что Shadow Tactics: Blades of the Shogun получилась очень сложной, хардкорной тактикой. Это несмотря даже на то, что немецкая студия-разработчик называется Mimimi Productions, а охранники дают некоторые поблажки, отказываясь смотреть в воду и на крыши и в упор не замечая девушку, бегающую над ними днём по канату.

Порой сложность, наоборот, кажется избыточной. Во многих местах проскользнуть тихо и незаметно, не подняв тревоги, кажется, практически невозможно. Враги пронизывают сектор конусами зрения сразу с нескольких сторон, некоторые стоят рядом и смотрят друг на друга. Причём это особые противники в соломенных шляпах или самураи, на которых практически не действуют стандартные уловки и приманки. Постоянно курсируют патрули. Да ещё и мирные жители, завидев вас, тут же кидаются звать стражу.

В таких случаях зачастую приходится полагаться на умения какого-то одного или двух персонажей, чаще всего — на ниндзя или самурая. Последний при грамотном использовании в одиночку может выкосить пол-уровня. Определённый дисбаланс среди персонажей в таких играх неизбежен, и тут он тоже чувствуется, хотя и не так сильно, как мог бы.

Кроме того, поможет слаженная командная работа, позволяющая вашим бойцам, например, снять тех же двух стражников, влюблённо уставившихся друг на друга. Для этого нужно использовать специальную функцию — она замедляет время и даёт возможность раздать нескольким подчинённым приказы, которые они начнут выполнять после вашей отмашки. Такого в Commandos не было, и это действительно интересная деталь, привнесённая авторами в исчезающий жанр.

В награду за все труды, за то, что вы, например, прошли миссию, ни разу не подняв тревогу, не убив ни одного мирного жителя, использовав какой-то особый способ устранения врага и уложившись в отведённое время, выдают специальные нашивки. Ничего, кроме чувства глубокого удовлетворения, они не дают — тут нет ни очков опыта, ни денег, ни даже штрафов за неаккуратное прохождение. Но истинным ценителям стелса и тактики даже этой мотивации будет достаточно — они непременно захотят собрать все нашивки в каждой миссии, да ещё и на высшем уровне сложности с ограниченными сохранениями.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun как минимум претендует на звание «Сюрприз года». Она вышла без лишнего шума и ажиотажа и воскресила фактически давно уже мёртвый жанр тактических стратегий в духе Commandos. И сейчас срывает заслуженные овации. Это не значит, что жанр этот теперь снова начнёт жить и развиваться, — скорее всего, после Shadow Tactics ещё долго не будет ничего подобного. Но в любом случае хочется крепко пожать авторам руку за то, что они позволили старикам вернуться во времена своей молодости и поиграть в новую Commandos, а современной аудитории — узнать, что же это такое.

Плюсы: неплохой сюжет; увлекательный и сложный игровой процесс; нелинейное прохождение каждой миссии; интересные персонажи, между которыми развиваются отношения; шикарный дизайн карт; приятная графика; аутентичная музыка.
Минусы: игра коротковата; есть дисбаланс между персонажами; противники не всегда ведут себя адекватно и грамотно.

Восходящее солнце. Коротко про Shadow Tactics: Blades of the Shogun

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun — игра уникального жанра. По сути, это «тактика в реальном времени» — такая же, какими были Commandos: Behind Enemy Lines и ее продолжения, а также Desperados: Wanted Dead or Alive. Уникален этот жанр потому, что все упомянутые игры — ярчайшие, но чуть ли не единственные его представители.

Читать еще:  Бесплатно выпущена «Back to Dinosaur Island» от Crytek

Со своей главной задачей Blades of the Shogun справилась мастерски: она напомнила нам об играх, в которых небольшой отряд опытных вояк выполняет опасные задания тайком от врага. Однако ценить новинку следует не только за это. Помимо прочего, Shadow Tactics — проект, который совсем не хочется ругать.

Крадущийся тигр

Япония, период Эдо. Страной правит могущественный клан Токугава. Стремительно развивается экономика, растет численность населения, сходят на нет средневековые междоусобицы, близится «золотой» век японской литературы.

В это замечательное время и происходят события Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Видно, что сотрудники Mimimi Productions любят и уважают историю Японии, — это отразилось на внимании к деталям. Язык в диалогах, темы для болтовни стражников, устройство оружия, архитектура — все соответствует эпохе.

Еще больше восторга вызывают локации. Долой скучные военные базы времен второй мировой и прерии Дикого Запада! Добро пожаловать на рисовые поля, в бамбуковые леса и к подножию горы, на вершине которой отстроили неприступную крепость. Уровни и впрямь хороши, их хочется исследовать. Может, это и не всегда нужно для прохождения, но, поверьте, вам совесть не позволит обойти стороной какой-нибудь величественный храм на холме и спокойно завершить миссию.

А вот серьезного сюжета от Shadow Tactics: Blades of the Shogun ждать не стоит. Период Эдо богат на важные исторические события, но они не связаны с похождениями главных героев. Местная история отнюдь не лишена очарования, да и неожиданным поворотам в ней нашлось место, однако с ручкой и блокнотом в руках следить за развитием сюжета, как при просмотре какого-нибудь сериала HBO, вы вряд ли станете.

Впрочем, сложно назвать недостатком отсутствие сильной истории в такой игре, как Shadow Tactics. В центре внимания здесь игровой процесс, и вот с ним у Blades of the Shogun как раз нет никаких проблем.

Затаившийся дракон

Герои Shadow Tactics — наемные убийцы. И каждый обладает уникальными навыками. Так, глава отряда, ниндзя Хаято, скрывается в тени и в нужный момент разит врагов катаной и сюрикенами. Самурай Муген в напряженной схватке может в одиночку справиться сразу с несколькими противниками, но тяжелые доспехи не позволят ему забраться на крышу. Восхитительная Айко отвлекает врагов, нарядившись гейшей, а проворная Юки создает ловушки. Еще один член отряда, престарелый Такума, — снайпер.

Главная задача в Blades of the Shogun — верно скомбинировать умения персонажей. Если внимательно осмотреться на уровне, придумать подходящий план и с умом его реализовать, все пройдет как по маслу — «тактический» механизм работает как часы.

На виду всегда самый сложный, неуклюжий и не достойный настоящего ниндзя путь — его вы заметите первым делом. Но добраться до заветной цели в Shadow Tactics можно массой способов, и рыскать в поисках обходных путей — отдельное удовольствие. Здешние локации — самые настоящие головоломки, и для их решения нужно воспользоваться всем, что найдется на уровне: например, тайным лазом или колоколом, привлекающим внимание врагов. Прыжки с крыши на крышу тоже в порядке вещей — мы ведь играем за ниндзя и самураев.

Но даже с хорошо продуманным планом обдурить противников непросто. Они следят друг за другом и поднимают тревогу, если кто-то из сослуживцев пропадет из виду. Обращают внимание на следы, осматривают кусты (без шуток!) и вообще делают все, чтобы отыскать отряд наемных убийц. Не стоит забывать и о том, что врагов много: есть ловкие, есть сильные, а есть и те, с кем вообще лучше не встречаться — «с-с-съедят».

На сегодняшний день Shadow Tactics: Blades of the Shogun — единственная в своем роде. Даже если бы в ней хватало недостатков, мы все равно, пусть и с оговорками, рекомендовали бы ее всем, кто истосковался по серии Commandos. Впрочем, ругать Blades of the Shogun в общем-то и не за что. Незаезженный сеттинг, отточенный геймплей, колоритные герои — игра штучной выделки!

Обзор Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Ностальгия по Джеку О’Харе

Геймеры-олдфаги, как и подобает старикам в абсолютно любой сфере, любят кряхтеть о славном прошлом и бездушном настоящем. Дескать, раньше эльфийки были округлее, а игры злее. Зачастую их предпочтения остаются безответными, но порой в нынешней игровой индустрии встречаются отголоски пресловутого «славного прошлого». В ролевом жанре им стала дилогия Legend of Grimrock, а в стелс-направлении — Shadow Tactics, чье действие происходит в Японии XVII века. Страну Восходящего солнца малость раздирает гражданская война, саке льется реками вперемешку с кровью, гейша идет на самурая — в общем, культурный отдых тех времен.

Читать еще:  Battlefield 1 взломан и доступен на торрентах

Shadow Tactics, пропахшая нафталином, буквально вопит о геймплейном родстве с легендарной Commandos и менее славной, но в целом неплохой Desperados. Будучи специфичным гибридом стратегии с жанром «стелс», она активно треплет нервы игроку, параллельно отдавая дань уважения вышеобозначенным играм практически всеми своими элементами.

Скажем, один из пяти героев в лице отрядного стрелка Такумы использует снайперский режим, практически неотличимый от аналогичного у снайпера из Commandos. От героев Shadow Tactics в принципе веет «свежестью» из нашей бурной тактической молодости не только четкими ролями и навыками, но и концепцией «Пяток лихих героев против всех». Да, в том числе и бесславностью прямого столкновения с толпой недругов. Название игры тонко намекает, что даже могучий Муген, нарезающий врагов с эффективностью колбасного цеха, не сдюжит отыгрыш в стиле Рембо. Хочешь не хочешь, а притворяться ветошью придется всем.

Да только не всякому будет уделено достаточного внимания. Ирония в том, что при всей разносторонности персонажей и богатстве возможных тактик, в Shadow Tactics мало ситуаций, где нужен весь отряд разом. Учитывая специализации, не подразумевающие даже шажка в сторону от назначенной роли, геймер чаще всего будет видеться с Хаято — ниндзя настолько классическим, что глаза сами по себе начнут сужаться. За лучшим другом часовых идет Муген для поножовщины в подворотнях и Аико, своими прелестями выманивающая шибко умных врагов в менее безопасные места, где в них так приятно тыкать вострыми катанами. Такума и Юки, мягко говоря, лишние на этом празднике жизни. Их возможности стоило распределить, а не гоняться за сравнением с Commandos и накалом страстей.

Отряд бравых вояк и воительниц просто не следует геймерским указам сверху. Каждый из них преследует свои цели, что служит источником для внутренних распрей. С такой позиции пятерка героев лучше тройки, так как пространства для сценаристов куда больше. Однако геймплейно разработчикам не удалось оправдать Такуму и Юки, да и сюжет далек от идеала.

Впрочем, Daedalic Entertainment и Mimimi Productions (не смейтесь: всё серьезно) сделали верный расчет на публику. Shadow Tactics совершенно не рассчитана на массового игрока, но уж точно влюбит в себя фанатов Японии из-за прекрасного дизайна и ценителей тактических игр прошлого из-за геймплейного сходства и банального отсутствия современных конкурентов. Ненужность Такумы с Юки выглядит сущей мелочью на фоне захватывающих эпизодов, требующих от игрока матерости.

Новичок взвоет от беспардонной жестокости местного стелса, а вот знатока будто током шибанет: Shadow Tactics весьма требовательна к тактическим навыкам, терпению игрока и его внимательности. Просчеты на высшей сложности оперативно караются сталью в печень и никаких F5/F9. Умер? Начинай уровень сначала. По самолюбию и нервам игра бьет кувалдой, чем и ценна.

Недостатков у проекта хватает, но их критичность зависит от восприятия. Загрузки чересчур долгие, а также порой возникают ситуации, разрешаемые только определенными связками персонажей, до чего ещё додуматься надо. Нет, логически такие фортели ничем не оправдываются. Главное же, Daedalic Entertainment не стали заморачиваться даже мелкими инновациями, так что игра насквозь вторична. В условиях жанрового голода оно может и не важно, однако на дворе 2016 год и подсовывать геймплей из 2000-х — идея на грани безумия. Впрочем, в таком безумии имеется своё очарование для тех, кто соскучился по Commandos, а их самих загнал в могилу после двузначного количества прохождений. Катану в зубы, сюрикены в руки и вперёд — на освобождение Японии!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: