15 минут геймплея Get Even
Обзор Get Even: польская игра, за которую не стыдно
Человеческая память штука хрупкая и непостоянная: сколько раз мы забывали важную годовщину или подробности первого свидания… Зато какая-нибудь дурацкая песенка, услышанная в маршрутке, порой не вылетала из головы часами и даже днями. Но когда на тебя обрушивается несчастье, полагаться приходится только на этот непонятный, ненадёжный инструмент. Без устали прокручивать в голове все подробности трагедии, каждый раз гадая: «Где же я оплошал? Что сделал не так? Что пропустил?». Именно этим бесплодным, отчаянным попыткам исправить прошлое и посвящена Get Even.
Когда на суд безмолвных, тайных дум я вызываю голоса былого…
«Мы не осознаем важности происходящего с нами до тех пор, пока не станет слишком поздно», отметила как-то Агата Кристи — этот пассаж отлично описывает героев Get Even. Учёный Роберт Рэмзи узнал, что у него есть опасные и могущественные враги, только после того, как его единственную дочь похитили неизвестные. Наёмник Коул Блэк думал, что сможет спасти девушку — и понял, что его план провалился, лишь когда очнулся во дворе заброшенной психбольницы, с травмой головы и амнезией.
Но мир не без добрых людей: помочь Блэку вызывается некто под загадочным именем Рэд, не то главврач этой больницы, не то таинственный агент, испытывающий на солдате удачи новую технологию. Блэк хочет поскорее вернуться в настоящее, но Рэд, одержимый похищением Грейс Рэмзи, не отпустит его до тех пор, пока не докопается до истины. А потому обоим остаётся только раз за разом возвращаться к событиям того дня, пытаясь понять, что же произошло и где была допущена роковая ошибка.
В этом путешествии по волнам памяти им помогает устройство под названием «Пандора» — что-то вроде шлема виртуальной реальности, позволяющее не просто вспомнить, а заново пережить былое. В комплекте с ним идёт ультра-модный смартфон с функциями тепловизора, УФ-лампой (подсвечивать следы) и сканером ДНК, а также «Корнерган» — оружие со сгибающимся стволом, позволяющее стрелять из-за угла незамеченным. Но несмотря на эти фантастические элементы, сюжет игры более-менее реалистичен, а конфликт построен на старых как мир темах: любовь и семья, измена и предательство, злоба и жажда возмездия.
На Вильяма нашего Шекспира, конечно, авторы не замахиваются, прекрасно понимая, что грандиозная постановка с голливудскими звёздами им не по карману. Вместо этого Get Even похожа на советские экранизации классики британского детектива — Прибалтика изображает старую добрую Англию, декорации и костюмы кочуют из фильма в фильм, а фамильные драгоценности герцогини явно позаимствованы у мамы режиссера. Но актёры играют так хорошо, а сюжет до того захватывает, что сердиться на бедную картинку просто не получается.
Утраты все приходят мне на ум, и старой болью я болею снова…
Get Even с трудом поддается жанровой классификации. Вроде бы стелс-шутер — так заявляют сами авторы — но не совсем. Может, хоррор (психиатрическая клиника Литхёрст уместно смотрелась бы в каком-нибудь Silent Hill)? Близко, но не то. Симулятор ходьбы а-ля Gone Home? Похоже, конечно, но… нет, снова мимо. После безуспешных попыток однозначно причислить Get Even хоть к какому-нибудь типу игр, понимаешь, что это бесполезно. Её надо воспринимать не как представителя того или иного жанра, а как единое, цельное произведение. О людях, которые, зациклившись на ошибках прошлого, упускают собственное настоящее. О бегстве от собственных ошибок, о горе и отчаянии. О глупостях, которые мы творим, поддавшись им.
Тем более, что перестрелки и стелс в Get Even сделаны плохо — неожиданно плохо, если учесть, что основатели студии The Farm 51 известны прежде всего по шутеру Painkiller. Стрелять и прятаться одинаково неинтересно, и оба действия очень быстро превращаются в рутину. Даже «Корнерган» (явно вдохновлённый вполне реальным приспособлением под названием CornerShot) не спасает ситуацию и очень скоро приедается. К «симулятору ходьбы» тоже есть вопросы — в Gone Home и What Remains of Edith Finch ходишь по дому, битком набитому всякими интересными мелочами, а в Get Even то и дело попадаются полупустые коридоры, найти в которых нужный предмет не составляет особого труда.
Далеко не каждой студии удастся совладать с таким количеством игровых механик — но у The Farm 51, как правило, получается. Первые час-полтора, конечно, проводишь в некотором недоумении — что тут, всё-таки, делать-то? И как раз когда начинает казаться, будто Get Even вот-вот рассыпется на части, происходит маленькое чудо: сюжет набирает обороты, а все элементы начинают взаимодействовать друг с другом, словно детали одного механизма. Вот вы бродите по лечебнице Литхёрст: в тёмных коридорах на вас глазеют жуткие деревянные манекены, краска слоями сходит со стен, а доктора позабыли выпустить из палат пару-тройку пациентов из числа наиболее отмороженных. И прежде чем это макабрическое великолепие начнёт приедаться, вас отправляют в очередное воспоминание, чтобы не привыкали и не расслаблялись.
Такая теперь у Коула Блэка жизнь: то путешествие в прошлое, загадочное и туманное, то возвращение в настоящее — мрачные коридоры больницы, населённые манекенами и пациентами с причудливыми фамилиями (тут есть отсылки к известным местам, писателям, поэтам и так далее). Вот только… откуда в этом настоящем призрак Грейс? Почему герой то и дело натыкается на принадлежавшую ей игрушку? И чьи, чёрт возьми, воспоминания то и дело врываются в его собственные? С этой «Пандорой» явно не всё так просто. Да и сами Блэк и Рэд — вовсе не то, чем сначала кажутся.
И вновь плачу я дорогой ценой за то, за что платил уже однажды…
Как и положено в хорошем детективе, чем ближе герои Get Even подбираются к разгадке, тем сильнее становится напряжение — и эту атмосферу отлично поддерживает звук. Музыка идеально улавливает настроение каждой сцены — в коридорах психлечебницы нестройных хор пациентов подпевает расстроенному пианино, а в коридорах офиса, по которому крадётся Блэк, быстрый ритм электронной музыки напоминает учащённый от напряжения пульс.
От композитора не отстаёт звукорежиссёр. В одном из воспоминаний Блэку приходится действовать ночью, и основным ориентиром оказывается забытый кем-то мобильник — он не просто дребезжит на фоне, но сочетается с остальными звуками, становясь частью единого аудио-полотна. Точно так же стараются и актёры озвучки: им удаётся сделать в общем-то достаточно шаблонных персонажей (интеллигент, грубоватый наёмник, любовница-секретарша, нелюбимая жена и так далее) харизматичными и привлекательными.
Пожалуй, если к чему-то в Get Even и можно придраться, то к визуальной составляющей. Скажем, версия для Xbox One смотрится так себе — с мутными текстурами, страшненькой травой, а также небом, которое не впечатлило бы и в 1998-м. У игры более чем скромный бюджет, и это видно — здесь, например, почти нет лицевых анимаций, вместо которых используются просто статичные изображения людей. Но даже финансовые ограничения не мешают разработчикам создавать отличные сцены (прежде всего, в больнице).
Get Even, несмотря на все свои огрехи, достойна внимания — особенно в период летнего затишья. Это захватывающая история с интересной подачей, в которой геймплей и события действительно подстраиваются под выбор игрока. И прежде всего — это хорошо рассказанная драма о людях, которые, зациклившись на ошибках прошлого, упускают собственное настоящее. И о попытках — пусть и не всегда удачных — пережить утрату самого дорогого, собрать волю в кулак и продолжать идти вперёд — несмотря на потери и преграды.
Достоинства:
- заброшенная психушка выглядит очень правдоподобно и пугающе;
- многие сцены поставлены просто отлично;
- актёры озвучки с колоритными акцентами выжимают максимум из сценария;
- нетривиальное сочетание разных жанров;
- сценарий не лишен интересных поворотов и хорошо обыгрывает формулу фильмов а-ля «Заложница»;
- звукорежиссура и саундтрек явно претендуют на награды по итогам года.
Недостатки:
- занудный и выматывающий нервы стелс;
- абсолютно никакой шутер;
- повторное использование локаций бросается в глаза;
- длинные загрузки уровней (в версии для консолей);
- от вида некоторых текстур хочется рыдать кровавыми слезами.
Get Even: рецензия
Страницы материала
Оглавление
реклама
Вступление
Пути разработчиков видеоигр неисповедимы. И данный тезис хорошо подтверждает собственным примером студия The Farm 51, созданная выходцами из People Can Fly. Поляки начали с шутеров средней руки (NecroVision, Painkiller: Hell & Damnation), но постепенно выросли из стрелялок и перешли к более серьезному жанру – приключениям.
Причем не просто приключениям, а скорее даже психологическим хоррорам – ведь именно к ним себя относит недавно вышедшая новинка Get Even.
Насколько же психологической и ужасной (в хорошем смысле слова) получилась новая игра The Farm 51?
реклама
Сон разума рождает наемников
Прежде, чем садиться за Get Even, морально подготовьте себя к сложностям. И дело тут не в хардкорном геймплее – вовсе нет. Наоборот – играть в новинку достаточно просто, но для того, чтобы вникнуть в сюжет, придется серьезно поднапрячь мозги.
Итак, в центре повествования (точнее, большей его части) стоит некий Коул Блэк. Кто он такой – загадка, известно лишь то, что мужчина обладает харизматичным хриплым голосом и на этом все. В самом начале герой пытается спасти заминированную девушку-заложника, но, увы, неудачно. Раздается взрыв и… мистер Блэк оказывается во дворе лечебницы, с полнейшей амнезией. Вскоре с ним связывается некто Рэд, который предлагает погрузиться в воспоминания с помощью специального устройства под кодовым названием «Пандора» и разгадать тайну своей личности.
Начинается игра в стиле крутого боевика: Блэк врывается в какое-то заброшенное здание и убивает всех наемников, встающих у него на пути.
Звучит интересно, но как это играется? В основу геймплея Get Even положено два жанра: шутер и квест. Пройдемся по каждому из них по порядку. Наверняка, вы наслышаны о «польских шутерах», так вот «экшеновая» часть здесь представляет собой польский шутер в наилучшей своей ипостаси.
Стрельба тут такая же «деревянная» (впрочем, как и противники), но особого отторжения не вызывает. Скорее при перестрелках возникает одна мысль: «Все это неплохо, но могло быть лучше». Корнерган – одна из главных находок Get Even. Как понятно из названия, чудо-пушка позволяет метко стрелять в противников из-за угла, не подставляясь под выстрелы, вот только пользоваться ей вы будете пару раз за всю игру. Ведь, согласитесь, легче просто вынести всех врагов «по старинке» и особо не заморачиваться.
В воспоминаниях недруги после смерти эффектно разлетаются на тысячи мелких частиц. Выглядит этот трюк красиво и необычно, однако злоупотреблять убийствами все-таки не стоит. Если вы хотите получить хорошую концовку.
По идее, в перестрелки можно не ввязываться, ведь разработчики предусмотрели стелс-элемент. Вот только стоит учесть, что он точно так же скучен, как и стрельба. Местные «кошки-мышки» просты: засел неподалеку от врагов за ближайшим ящиком, слушаешь их бестолковые разговоры и ждешь, пока они уйдут патрулировать другой участок карты.
Иногда, правда, для облегчения задачи можно вызвать из ниоткуда ящик-укрытие с помощью камеры смартфона – противники в игре не очень глазастые, но дополнительная маскировка все равно не помешает.
Особых сложностей экшен-моменты в Get Even не представляют. По сути все, что нужно для их успешного прохождения – знание карты, после чего каждый такой участок можно пробежать секунд за десять, если не меньше.
Вас подстрелили? Мир потерял яркие краски? Не беда, отсидитесь в укрытии и спустя пару секунд Коул Блэк будет как новенький!
С квестовой частью все обстоит несколько лучше. В такие моменты корнерган отходит на второй план, и герой берет в руки не менее высокотехнологичный смартфон, который умеет если и не все, то многое: сканировать объекты, работать в режиме тепловизора, ультрафиолетовой подсветки и показывать карту локации.
Всеми этими функциями придется попеременно пользоваться, чтобы решать простенькие загадки и расследовать дела, продвигаясь таким образом все дальше по головоломному сюжету.
реклама
Про смартфон нельзя забывать даже в пылу перестрелок, поскольку в большинстве заданий без него не обойтись. На скриншоте выше для того, чтобы пройти дальше, нужно навести сканер на определенный участок стены и «щелкнуть» его, после чего кусок бетона как по мановению волшебной палочки исчезнет. Причем искать это место придется самому, так сказать, своеобразный пиксельхантинг.
Сочетание двух разных аспектов делает игру разнообразнее. Поначалу бегаешь по психушке под гнетущую музыку, но спустя десять минут ты уже примеряешь на себя роль детектива, который расследует убийство человека с помощью своего смартфона.
На первый взгляд все замечательно, но…
Ни в коем случае не стоит проводить параллель между Outlast и Get Even только из-за похожего места действия этих совершенно разных игр. В новинке психушка – очень пугающее место, вот только угнетает она вовсе не кровавыми ужасами, а скорее психологически.
реклама
Единственное – сюжет постепенно растворяется в геймплейной рутине. Начинаешь буквально чувствовать, что его нить ускользает, пока ты решаешь скучные головоломки и участвуешь в не менее скучных перестрелках. Плюс, игра успевает перетасовать за время прохождения совершенно разные стили, из-за чего в голове образуется каша, в которой просто-напросто теряешься. «Все ли я верно понял? К чему эта хоррор-сцена тут вставлена? Почему в этом моменте на кладбище играет столь нелепая музыкальная композиция?»
Порой Get Even начинает вести себя настолько странно, что невольно закрадывается мысль, будто ты сам погрузился в собственные воспоминания и все это – не более чем сон разума.
Временами Блэк может погружаться в «детективные» чертоги разума, где собраны все найденные в ходе заданий улики.
И главное – после прохождения понимаешь, что все заигрывания с сюжетом были ни к чему. Разработчики лишь попытались выставить его сложным, но на самом деле все можно объяснить двумя-тремя предложениями. Вдобавок во второй половине игры локации начинают повторяться. Конечно, сюжетно этому дано объяснение, но заново бегать по знакомым местам (левел-дизайн здесь нельзя назвать выдающимся) уже не хочется.
реклама
Да и визуальное исполнение Get Even вызывает очень смешанные эмоции. С одной стороны, если особо не придираться к деталям, можно счесть, что воссозданная движком Unreal Engine 3 картинка держится на уровне топовых проектов. С другой – стоит лишь приглядеться, как начинаешь замечать множество мелких недостатков. К примеру, размытые текстуры разработчики попытались компенсировать эффектом зернистости.
Не все в порядке и с оптимизацией. Даже на конфигурации, максимально приближенной к «рекомендуемым» системным требованиям (Intel Core i7-3770, 8 Гбайт ОЗУ и видеокарта уровня GeForce GTX 970 или выше), новинка порой выдает по десять-пятнадцать кадров в секунду. Происходит такое безобразие обычно при начальной прогрузке локаций, после чего игра работает более-менее «ровно».
В принципе, такое падение счетчика FPS является скорее исключением из правил, нежели самим правилом, но когда Get Even начинает демонстрировать слайд-шоу в экшен-моментах, начинаешь нервничать.
Периодически игрок волен делать выбор, который может отразиться на концовке. Тут их всего две: хорошая и соответственно плохая.
реклама
Заключение
Get Even ни в коем случае нельзя назвать плохой игрой, поскольку невооруженным глазом видно, что The Farm 51 вложила в свое творение очень много сил. На одной чаше весов – оригинальная история, хорошо написанные диалоги и неплохая графика, на другой – скучноватый экшен, въедающийся в мозг в плохом смысле саундтрек и очень затянутый геймплей.
Возможно, в следующий раз польским разработчикам следует отложить в сторону перестрелки и подумать над концепцией интерактивного фильма? Получилось бы очень интересно, да и все основные недостатки, присущие Get Even, удалось бы решить раз и навсегда.
Вердикт: едва ли не единственная причина, ради которой можно пройти Get Even – сюжет. Во всех остальных аспектах перед нами гибрид шутера и квеста, играть в который – удовольствие так себе.
реклама
- Get Even: тестирование производительности
Сводное тестирование одиннадцати видеокарт и двенадцати процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы в игре на движке Unreal Engine 3.
Обзор Get Even — добро пожаловать в психушку
Если бы Эдгар Алан По жил в наши дни, то, вполне вероятно, знаменитый писатель не стал бы брезговать созданием сценариев для видеоигр. Какое поле для фантазии: полная интерактивность и возможность создать гнетущую атмосферу одними только визуальными и звуковыми эффектами. Что ж, история распорядилась иначе. Сегодня ужастики пишут совсем другие люди — порой не менее талантливые, но с совершенно иным подходом к профессии. Время эстетства прошло — сегодня в ходу более прямолинейные приемы. Get Even вполне могла стать очередным симулятором ходьбы с густой атмосферой и шизоидным саундом. Непонятная лечебница и странная девчонка. Главный герой не без грешка, удивительное устройство на его буйной головушке. При прочих равных одних только этих элементов хватило бы для создания крепкой истории, выдержанной в духе современных триллеров. Не тех, где маньяк охотится за жертвой, но тех, где главный герой — и жертва, и палач в одном лице.
Завязка истории как никогда проста. Где-то, судя по всему, в конце нулевых, профессиональный наемник вызвался спасти некую девушку из плена бандитов. Попав на место, он оказывается один на один с обстоятельствами. Девица примотана к стулу в компании с взрывным устройством. Тыдыщ! И действие переносится в совсем другое время и место.
Герой обнаруживает себя в некой лечебнице, память закоротило, а непонятный голос из динамиков телевизора сообщает: ты сам к нам пришел за лечением, чтобы вспомнить свое прошлое, которое отшибло при взрыве. Смех и слезы в эпоху постмодерна. Грубо, прямолинейно, но не лишено определенного шарма — разумеется, с поправкой на формат. Видеоигры все-таки еще не превратились в выставочное кино, хоть и идут в этом направлении.
Как ни странно, несмотря на практически независимый статус разработки, Get Even удалось миновать участи маленьких, но гордых проектов. По сути, речь идет о полноценном боевике с довольно приличной для своей ниши графикой и местами просто отличным дизайном. Другое дело, что проходится работа The Farm 51 несколько иначе, нежели какие «Калофдутии» или же «Фаркраи».
Наиболее правильно Get Even можно описать следующим образом: идем по локации, выполняем задачи, решаем головоломки, стреляем. На уровне ощущений игра напоминает стародавнюю Condemned: Criminal Origins. Нет, махать кулаками и оторванными от стены трубами не приходится, но авторам удалось передать то захватывающее чувство от использования специальных гаджетов, чем так славился проект от Monolith Productions. За все действия «детективного» характера отвечает смартфон главного героя. С его помощью он получает текстовые сообщения, изучает следы при УФ-свете или же анализирует обстановку в поиске подсказок для решения головоломки.
Сами задачки далеко не всегда сходятся с бытовой логикой и имеют некоторые болячки шедевров прошлых лет. Это мы о том, когда в полицейском участке приходится двигать статуи или искать там же кристаллики. Совсем другое дело, когда приходится искать пароль для двери лаборатории одной из корпораций, создающей оружие. Голос в голове персонажа говорит: комбинация цифр скрыта в твоем подсознании, просто изучи обстановку, и решение найдется. Собственно, все несостыковки, нелогичность и просто бред можно списать как раз на фабулу Get Even. Блэк — главный герой игры — ведь находится на лечении с весьма не стандартными методами подхода к пациентам.
Их нестандартность заключается вовсе даже не в том, что по камерам рассованы без вести пропавшие люди — просто Айболит пытается напрямую проникнуть в мозг к профессиональному киллеру. В итоге получается какое-то подобие Assassin’s Creed, только в разы более гнетущее и давящее на психику всеми возможными способами.
Главный из них — великолепный саунд-дизайн. Отлично записанные и аранжированные композиции, со вкусом подобранные звуки — именно они, а не использование довольно мощного движка, делают игру столь напряженной в прохождении. В конце концов, мы уже бывали в сознании убийцы в Killer 7. Да и удивить рассыпающейся на осколки памятью довольно сложно… Другое дело, когда все эти детали работают на один образ, и вот здесь Get Even безусловно сильна. Правильно расставленные акценты заставляют закрыть глаза на очень многие просчеты авторов.
Если же вам чужда сама концепция понимания игры как единого художественного произведения, то найти недостатки в ней не составит никакого труда. Почти наверняка в глаза вам бросится дубовость боевой системы. Гаджет главного героя, который позволяет безопасно стрелять из-за угла, попросту не способен ретушировать главное: давить на гашетку в работе The Farm 51 совершенно не интересно. Оружие не ощущается как оружие, а враги — настоящими противниками. Скорее, речь идет о статистах, появление которых обусловлено рамками скрипта. Вот, скажем, должны выскочить на арену два солдата с автоматами в определенный момент — они и выскочат. В нужном месте и в нужное время.
Разумеется, сами разработчики пытаются сделать геймеру «больно», но на деле все это сводится к повышенной смертности персонажа. Раз пуля, два пуля — чекпоинт. А загрузки здесь долгие… А стелс еще кривее… Не вышло с этим, в общем.
Однако все это совершенно неважно, поскольку Get Even — это комплексное произведение. Оно не хватает звезд с неба по части геймплея, но смотрится цельно и законченно. Все элементы механики важны, а изучать мелочи приятно. По большему счету, ждать чего-то иного от проекта такого уровня попросту глупо. За остальным — в AAA-блокбастеры. Причем далеко не факт, что они смогут подарить те же ощущения, что и Get Even.