44 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Call of Duty: Modern Warfare показали сюжетную кампанию, вызвавшую скандал в России

«Злые, опасные русские агрессоры»

Война на Украине и русофобия: почему новую Call of Duty хотят запретить в России

Скриншот: игра Call of Duty Modern Warfare

Перезапуск одного из величайших военных шутеров Call of Duty: Modern Warfare рискует стать самой скандальной игрой за долгие годы. Особенно в России — из-за обилия спорных тем, которые пытаются поднять авторы. Пока о прямом запрете никто еще не высказался, но Sony уже отказалась продавать игру в своем магазине, как и российские ретейлеры. «Лента.ру» рассказывает, почему у новой Call of Duty появились проблемы и в чем обвиняют ее создателей.

Многие федеральные СМИ встретили анонс с уже опущенным забралом. Например, в мае «Россия-24» выпустила репортаж о «пропаганде и русофобии», которые якобы содержатся в игре из-за позитивного освещения организации «Белые каски». Но это оказалось вершиной айсберга. В том же мае студия Infinity Ward показала избранным журналистам демонстрацию сюжетной кампании, о которой до сих пор предпочитают не говорить публично.

Опасения разработчиков понятны: вместо очередной бездумной мясорубки они пытаются показать современную войну честно — как грязный и кровавый бизнес. Именно поэтому вместо размашистой рекламной кампании игрокам показали лишь пару куцых роликов с обрывками фраз об ужасах войны. Также создатели не хотят никого оскорбить и, как сообщают многие причастные к производству, активно вырезают из своего детища особо шокирующие эпизоды. А их в Modern Warfare предостаточно.

Единая Кастовия

В их числе, например, миссия, в которой предводитель сепаратистов из вымышленной страны Кастовия (или из реальной России — разработчики не уточнили это) генерал Барков нападает на выдуманную ближневосточную страну Урзыкстан. При этом разработчики несколько раз подчеркнули, что действует он только по своей инициативе, а не по приказу сверху. В любом случае, выглядит вторжение жутко: спецназовцы убивают всех вокруг и распыляют химические вещества. Эта жестокость мотивирована желанием уничтожить урзикстанских боевиков и всех им сочувствующих.

Кадр из миссии «Ни слова по-русски»

Скриншот: игра Call of Duty Modern Warfare 2

Очевидно, что фрагмент вдохновлен войной в Сирии. При этом вышеописанные события демонстрируются не с точки зрения вояки. В центре внимания — малолетняя девочка Фара Карим, которая пытается спастись вместе с отцом и братом. Они забегают домой за вещами и привлекают внимание российского солдата, который тут же врывается в их хижину и забивает родителя насмерть. Девочке предстоит убить бойца подручными средствами. Например, секатором перебить сухожилия на ногах. А затем бежать от войны, чтобы в итоге самой стать солдатом в полутеррористической организации сопротивления. Интересно, что на демонстрации игры в России эту миссию не показали, хотя в игре она осталась. Вместо нее был эпизод с уже повзрослевшей Фарой, которая рассуждает о войне за свободу.

Создатели рассказывают, что вдохновлялись фильмами «Апокалипсис сегодня», «Убийца», «Американский снайпер», «Повелитель бури», а также рядом документальных работ. Все эти картины объединяет отсутствие деления событий на черное и белое. Поэтому генерал Барков не показан как инфернальный злодей. Его можно сравнить с полковником Курцем — человеком, который решил вершить зло из-за благих намерений. В ту же категорию попадают еще два антагониста Modern Warfare — американский генерал и предводитель боевиков по прозвищу Волк.

С последним связана вторая миссия, которую показали разработчики. Теперь действие разворачивается в ночном Лондоне после крупного теракта, устроенного Волком. В заставке герои стоят на площади, которая завалена мешками с трупами. А во время миссии бойцы SAS штурмуют дом под руководством легендарного капитана Прайса. Все происходит в кромешной темноте, а узкие коридоры лишь усугубляют чувство клаустрофобии. Вокруг снуют дети, боевики прячутся в углах и маскируются под гражданских.

Во время коротких перестрелок кровь брызгает на экран. Эмоциональная кульминация происходит в комнате с женщиной-заложником, которая умоляет о пощаде, но если отвести от нее оружие — хватается за пистолет и начинает расстреливать отряд спецназа. Ее приходится убить. Да, это жестоко, но основная мысль создателей — показать весь ужас терроризма — в такие моменты впивается в мозг с особой отчетливостью. Кстати, столица Британии — не единственное реальное место действия. Одна из ключевых битв игры пройдет на улицах Санкт-Петербурга.

Копия Банковского моста (Санкт-Петербург) в Call of Duty Modern Warfare. В реальности здесь находятся крылатые грифоны, а не львы

Столь обширный разброс локаций призван показать: нет плохих и хороших наций — есть просто разные люди. А война может начаться везде. Именно эта позиция не позволяет Modern Warfare скатиться в клюкву и треш.

Но этот антимилитаристский посыл разобьется об очередные разговоры о русофобии, «неприкрытых атаках Запада», вмешательстве во внутреннюю политику страны. А говорить о новой Call of Duty точно будут долго. Особенно когда узнают, как в сюжете показан конфликт на Украине.

«Такие игры — как наркотики!»

Скандал с Call of Duty в России происходит не в первый раз. В 2009-2010 годах в Modern Warfare 2 пресса обратила внимание на миссию «Ни слова по-русски». По сюжету, агент ЦРУ внедрился в террористическую организацию и принял участие в расстреле мирных жителей в аэропорту, напоминающем Шереметьево. В итоге агента раскрывают и убивают. Найденное нашими спецслужбами тело американца провоцирует третью мировую войну.

После демонстрации геймплея, в котором игроку приходилось казнить граждан, молящих о помощи, а затем вступать в перестрелку с ОМОН, пользователи стали подозревать, что проект может не выйти в России. Отчасти так и произошло. Дату выхода на консолях несколько раз переносили, а затем и вовсе убрали. Версия для PC, которая стала единственным легальным способом поиграть в Modern Warfare 2, оказалась урезанной — той самой миссии в ней не было.

На этом проблемы с релизом не закончились. 13 января 2010 года в Госдуме выступил депутат от ЛДПР Валерий Селезнев, который потребовал внести Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов: «Уже одного того, что эта игра содержит множественные детализированные сцены насилия, достаточно для признания ее пропагандой насилия и экстремизма. Но ее авторы пошли дальше: в качестве одного из заданий игроку предлагается поучаствовать ни много ни мало в уничтожении пассажиров российского аэропорта и убийстве сотрудников спецназа ФСБ».

Читать еще:  Как включать поворотники в ГТА 5

Столь радикальное заявление депутат подкрепил собственными домыслами. Например, сравнил издателя игры с наркодилером и уличил в зарабатывании грязных денег.

«Российским распространителям игры не терпится нагреть руки от продаж, тем самым став частью преступного действия мирового масштаба… Недостатки в правовом регулировании вопроса позволили “1С-СофтКлаб” действовать по образу наркокартеля. Они в прямом смысле подсаживают молодежь на иглу жестоких компьютерных игр. По всему миру игра Call of Duty: Modern Warfare 2 собрала более трех миллиардов долларов менее чем за полгода после своего выхода. Такая прибыль может быть сопоставима только с продажей наркотиков, оружия, торговлей людьми, распространением порнографии».

В разговоре с «Вестями» Селезнев не останавливался: «Если бы уничтожали американцев и некий условный американский объект — аэропорт штата Вашингтон, — то, я думаю, вмешался бы лично президент Обама». Это иронично, потому что в той же Modern Warfare 2 армия России вторглась в США, захватила и уничтожила Вашингтон, а в продолжении оккупировала Нью-Йорк.

Скриншот: игра Call of Duty Modern Warfare

Поэтому ни о какой преднамеренной русофобии и желании оскорбить кого-то речи не идет, а штамп о «злых русских» продолжает жить по двум причинам: желание заработать денег и творческие амбиции авторов. С первым все ясно — игровой гигант Activision делает продукт для той аудитории, которая приносит больше денег, а Россия вовсе не из их числа. Делать злодеями условных немцев или англичан просто экономически невыгодно, мало ли — обидятся те, кто вносит основную лепту в рекордные продажи серии.

С творческим аспектом все сложнее. Он плотно связан с личной позицией авторов и новостной повесткой. Развал СССР, падение железного занавеса и окончание холодной войны уничтожили большинство стереотипов, и русские предстали перед мировым сообществом хорошими ребятами. Куда-то делись жестокие агенты КГБ, безумные советские ученые из фильмов про Джеймса Бонда. Например, в 2001 году вышел блокбастер «Враг у ворот» про Сталинградскую битву и снайпера Василия Зайцева, которого изображал Джуд Лоу. В той же Call of Duty за «хороших русских» можно было играть в первой, второй и пятой частях.

Но сейчас Россия находится под санкциями, и некоторые считают ее вселенским злом, оккупировавшим Крым, вмешивающимся в выборы, травящим бывших разведчиков и развязывающим войны. В целом имидж совсем неблагоприятный, и вроде бы делать Россию главным злодеем в играх — очевидное решение. Однако в Modern Warfare это не так: Россия вместе с США борется с терроризмом, у которого, как известно, нет национальности. А для всех злых парней выдумали отдельную страну Кастовию.

Перегибы на местах

«Мы просто не хотели втягиваться в политику любой конкретной страны нашего мира… Ведь мы хотим показать эмоциональные сюжетные моменты, увлекающий геймплей без постоянных волнений в духе: “Здесь конфликт изображен неточно. Этого не происходило. В этой стране пять или десять партий, и если действие будет разворачиваться здесь, то нам нужно рассмотреть куда более сложную политическую обстановку — настолько, что в контексте видеоигры это попросту нереализуемо”».

Несмотря на все перестраховки разработчиков, в России у игры начались проблемы еще до ее выхода. Причем речь идет не о прямом и полном запрете игры (во всяком случае, с таким заявлением никто из чиновников не выступал), а о «перегибах на местах». Первой выступила Sony, которая удалила всю информацию об игре из магазина игр для PlayStation 4, отменила все предзаказы и отказалась поддерживать бета-тестирование. Вслед за этим компания вырезала трейлер игры из русскоязычной презентации State of Play, а возмущенные комментарии пользователей просто удалялись без объяснений. Однако этот трейлер доступен в полной версии презентации, а также на официальном YouTube-канале Call of Duty.

Вместе с тем в России нельзя будет купить дисковую версию Call of Duty. Ни в одной из российских сетей до сих пор не появилось информации об игре, и нельзя сделать предзаказ. Причина игнорирования одного из крупнейших релизов года не раскрывается. По информации «Ленты.ру», дисков в России не будет вообще, так как все боятся неких «проблем». При этом в остальных странах, в том числе на Украине и в Белоруссии, подобных ограничений нет.

Аккурат после анонса игры в мае этого года, в котором мельком показали членов организации «Белые каски», российские СМИ оскорбились и обвинили разработчиков в русофобии. «Царьград» посчитал, что члены этой организации станут главными героями и будут спасать людей от «плохих русских», чего на самом деле не было ни в ролике, ни в рассказах разработчиков. «Россия 24» пошла тем же путем и весь акцент делала на кадрах с «Белыми касками», по полутораминутному ролику вынесли игре вердикт: «То ли хит для консолей, то ли очередная притча о героях-американцах и злых, опасных агрессорах русских, которых засыпают бомбами с неба. Одно из центральных действий происходит, как говорят, в вымышленной ближневосточной стране, которая отчетливо напоминает Сирию… Цель провокации ясна: скомпрометировать так называемый режим Асада, а в версии Call of Duty — еще и российские ВКС, которые оказывают поддержку сирийским вооруженным силам».

Кадр с членами «Белых касок» из первого трейлера Call of Duty Modern Warfare

Приглашенный эксперт из Департамента политологии Финансового университета при Правительстве России Геворг Мирзаян подчеркнул, что ему известно о связях Минобороны США с Голливудом и разработчиками компьютерных игр: «Человек, который играет в игру за персонажа, отождествляет себя с ним очень часто. И, соответственно, порождается некая эмпатия к этому персонажу».

«Мы создали игру не для пропаганды, а чтобы рассказать полную нюансов человеческую историю. Наши вымышленные персонажи видят события по-своему, что показывается в сюжете, и когда игроки пройдут кампанию целиком, они увидят, что мы создали “серый” мир, где плохое и хорошее есть на каждой стороне конфликта. В игре есть и герои, и злодеи из России, США и с Ближнего Востока, — рассказал «Ленте.ру» нарративный директор Infinity Ward Тэйлор Куросаки. — Мы представим совместный режим “Спецоперации”, в котором повествование кампании продолжится. В этом режиме силы с Востока и Запада будут работать бок о бок против общего врага — террористической организации».

Читать еще:  Call of Duty World League — первый региональный турнир в России

Возможно, с выходом Call of Duty Modern Warfare начнется новое противостояние игровой индустрии с властью и возникнут очередные требования, выражаясь официальным языком, регулирования рынка игр. Главное — помнить, что подобная фанаберия — крик вместо дела. Даже в репортажах государственных телеканалов озвучивается мысль, что пора начать делать свое, с «правильной» подачей всех спорных событий. Но пока они лишь критикуют чужое.

Пропаганда русофобии сегодня в цене – на “России 24” вышел сюжет о скандале вокруг Call of Duty: Modern Warfare

  • Комментарии
  • Форум

Раскрыть

  • Надеваем шапочку из фольги и собираем росу: EA анонсировала The Sims 4: Экологичная жизнь

    1 07.05.2020 03:59 от Dim4ik

    “Не прощу”: Sony отключила счетчик лайков под трейлером The Last of Us: Part II, но игроки минусуют видео на других каналах

    “Всё плохо”: Польские журналисты выпустили расследование о Dying Light 2, официальные лица Techland встали на защиту игры

    Дела идут не супер: Прояснился статус производства фильмов про Супергёрл и Супермена

    “Пожалуйста, остановитесь”: Окровавленная Элли жестоко расправляется с врагами в сюжетном трейлере The Last of Us: Part II

    Mortal Kombat 11

    Persona 5: The Royal

    Федеральный российский телеканал “Россия 24” накануне представил сюжет о скандале вокруг релиза шутера Call of Duty: Modern Warfare от издательства Activision.

    В материале отмечается, что известные в нашей стране видеоблогеры, политологи и многие геймеры раскритиковали игру за русофобию, посчитав, что никакой “серой морали” в шутере нет, а русские вновь выставлены злодеями.

    Чуть ранее похожий материал представил телеканал “Рен ТВ“:

    Западные критики приняли проект хорошо – средняя оценка игры на агрегаторе рецензий OpenCritic составляет 82/100.

    На площадке MetaCritic геймеры сразу после релиза шутера принялись массово занижать ему юзерскор. Там средний балл игры на основании отзывов критиков составляет 85/100, а пользовательская оценка на PS4 и Xbox One упала до 3/10, а на PC – до 2,4/10.

    Наши обзоры на синглплеер и мультиплеер Call of Duty: Modern Warfare читайте по ссылкам.

    Добавляйтесь в наш Telegram-канал по ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту.

    Нецензурный враг

    Видеоигру Modern Warfare не продают в России из-за обвинений в русофобии

    Кадр из игры Call of Duty: Modern Warfare. Youtube.com

25 октября культовая видеоигра Call Of Duty (CoD) была перезапущена новой серией Modern Warfare. Игроки приняли новинку скорее положительно, но в России и ряде мировых игровых изданий игра столкнулась с серьезной критикой. Modern Warfare обвиняют в политических манипуляциях, русофобии и дегуманизации.

Когда-то в первой части CoD показывали битву за Сталинград: комиссары выдают солдатам по одной винтовке на двоих и расстреливают из пулеметов отступающих. Позже в первой версии Modern Warfare в качестве героев вывели и злых русских, пытающихся развязать новую мировую войну. Теперь политические аллюзии стали очевиднее:

в трейлере Modern Warfare 2019 года фигурируют «белые каски» и здание, похожее на аэропорт Донецка, а российские солдаты расстреливают мирных жителей выдуманной страны, похожей на Сирию.

Russia Today, телевизионные каналы РЕН ТВ и Россия 24 немедленно рассказали о том, что американская видеоигра показывает российских солдат как военных преступников. Схожая реакция появилась и в интернете — многим русскоязычным игрокам было неприятно видеть столь однобокую интерпретацию нашей страны.

В итоге Sony отказалась выпускать новую Call of Duty на PlayStation 4 в России, а на других игровых платформах игра не выйдет на дисках, только на цифровых платформах. Перед нами масштабный пример корпоративной самоцензуры в игровой индустрии. Издатель готов потерять российский рынок, лишь бы не связываться с реакцией отечественных игроков. Почему так произошло?

От спецэффектов к самоцензуре

Контекст Modern Warfare становится понятнее, если вспомнить историю серии. Изначально серия CoD была полностью посвящена рассказу о Второй мировой войне. Сюжетная кампания игры уже тогда подвергалась критике за примитивизацию и поверхностность в интерпретации исторических событий.

CoD была игровой версией «Спасения рядового Райана» или «Врага у ворот». Иначе говоря, сюжет был поп-культурной интерпретацией исторических событий с упором на зрелищность, а не на достоверность или обсуждение моральных проблем. Вероятно, поэтому многие игроки и не придавали значения так называемой «клюкве» в рассказах о советском фронте боевых действий. В конце концов, игровая серия с привычным для нее пафосом рассказывала о героизме и американских, и советских солдат.

В какой-то момент серия решила уйти на свою первую перезагрузку. Классическая формула «зрелищная игра про Вторую мировую» надоела разработчикам и игрокам, и в 2007 году родилась Call of Duty 4: Modern Warfare — первая часть серии, рассказывающая о современных событиях в альтернативной реальности.

У серии всегда была большая слабость к тому, чтобы показывать масштабные и шокирующие события от первого лица. В момент, когда вышла первая Modern Warfare, это привело к первым спорам —разработчики показали обсуждавшуюся тогда американскую кампанию на Ближнем Востоке от первого лица:

  • в одной из сцен игроки переживают от первого лица казнь президента неназванной страны на Ближнем Востоке;
  • в другой сцене оказываются в эпицентре ядерного взрыва.

К выходу Modern Warfare 2 споры вокруг подхода видеоигры к внутриигровым сценам возобновились с небывалой силой: миссия «Ни слова по-русски» показывала теракт с расстрелом сотен мирных жителей в российском аэропорту. Этот игровой эпизод стал прецедентом, повлекшим за собой множество публикаций о допустимости подобных сцен в видеоиграх.

Скриншот из игры Call of Duty: Modern Warfare 2. Vice.com

В отрыве от контекста сцена расстрела мирных жителей от перового лица выглядели достаточно шокирующе, чтобы показывать их на телеканалах и рассуждать об опасности видеоигр для молодежи. В российской версии видеоигры этот игровой эпизод был вырезан, а на консолях игра не вышла вовсе. Это решение было принято издательством Activision и было мотивировано отсутствием в России системы возрастных рейтингов, что и стало формальным поводом для самоцензуры.

Плохие русские

Перезапуск серии Modern Warfare был ожидаемым. Сюжетная кампания новой Modern Warfare позиционировалась как рефлексия о новых войнах и морали солдат, участвующих в них. CoD годами гламуризировала войну, но решила обратиться к ее обратной стороне:

«Если говорить о современной войне прямо, то в кадре будет война, которая ведется не одними лишь обученными войсками, не только профессиональными армиями, но и ополченцами, простыми людьми, которые берутся за оружие и сражаются за то, во что верят. Нас вдохновляли не только голливудские фильмы вроде «Повелитель бури», «Американский снайпер» и «Цель номер один» — последние десять лет через них мы осознаем серую мораль войны, — но также документальные ленты, такие как «Белые каски» и «Последний человек в Алеппо», — сказал Джейкоб Минкофф, директор по дизайну одиночного режима, в интервью «Игромании».

Скриншот из игры Call of Duty: Modern Warfare

Этот поворот и выразился в спорных игровых сценах. В одной из них вы играете за девочку в вымышленной восточной стране во время рейда русскоязычных солдат.

Миссия начинается с лица мертвой женщины, ее матери. Вскоре один из русских солдат убивает ее отца, и она, прячась от солдата под мебелью, пытается его убить с помощью отвертки.

Сцена обставлена как клишированная видеоигровая битва с боссом, именно поэтому несколько западных журналистов назвали ее манипуляцией: они задались вопросом, насколько этично рассказывать такие истории при помощи клише.

В трейлере показывали людей в белых касках, в чем увидели схожесть с организацией «Белые каски» (пророссийские СМИ считают ее связанной с террористами и поставками химического оружия в Сирии). В другом трейлере промелькнуло здание, визуально схожее со зданием донецкого аэропорта. Сам сюжет игры рассказывает о противостоянии ряда стран и организаций на территории Кастовии (аллюзия на ДНР и ЛНР) и Урзыкстана (аллюзия на Сирию).

Скриншот из игры Call of Duty: Modern Warfare. Kanobu.ru

25 октября к выходу игры издатель подготовил большой ивент, пригласив поучаствовать большое число российских стримеров. Один из них, Илья Мэддисон, отказался от участия за десять минут до начала трансляции: «Играть в откровенно преступную игру, где прямым текстом говорится, что армия нашей страны — это террористы, это надо быть полным уродом». После от участия отказался еще один стример, BlackSilverUfa, а сам ивент отменили. В понедельник федеральные телеканалы начали вызванивать популярных российских журналистов для комментариев, о чем сообщил игровой журналист Виктор Зуев в Твитере:

«Началось. Звонили из «Вестей», просили комментарий по поводу Modern Warfare. Предсказуемо отказался. Кто даст коммент — тот псина».

После выхода игры игроки начали массово занижать оценки игре на популярных агрегаторах обзоров вроде Metacritic. Критики указывают на то, что в сюжете игра показывает не обещанную «серую мораль», а настоящую русофобию: массовые военные преступления в игре совершают именно русские. В то же время, главных героев сложно назвать незапятнанными — они допрашивают с помощью пыток одного из персонажей на глазах его семьи и угрожают убить его сына, но именно российская армия является антагонистом.

Скриншот из игры Call of Duty: Modern Warfare

В мире, где Россия реально вовлечена в военные конфликты, на которые прямо указывает игра, ситуация выглядит серьезно. Когда в более ранней игре Modern Warfare 3 (2010 год) Россия нападает на Вашингтон, это выглядело как клише из эпохи холодной войны. В перезапуске Modern Warfare Россия вторгается в страну, похожую на Сирию. И Россия действительно ведет боевые действия в Сирии.

Китайский опыт

Компания Activision Blizzard, одна из крупнейших в мире компаний в сфере видеоигр и виртуальных развлечений, в нее входит и издатель Call Of Duty — Activision. Другой актив компании — издатель и разработчик Blizzard — недавно оказался в центре еще одного политического скандала. Во время турнира по Hearthstone один из игроков выразил поддержку протестам, проходящих в Гонконге во время послематчевого интервью. Компания отстранила игрока от участия в турнире и запретила ему участвовать в последующих киберспортивных событиях по игре, мотивировав это тем, что он нарушил правила соревнования. Правила Activision Blizzard запрещают игрокам действия, которые компания считает оскорбительными для публики или которые могут навредить имиджу разработчика.

Ситуация может показаться странной, если учесть, что Activision Blizzard — американская компания, но дело в том, что Китай — один из крупнейших киберспортивных рынков планеты.

При этом Китай очень серьезно занят цензурированием рынка видеоигр. На данный момент на КНР приходится около 13 % выручки компании, но Китай — это рынок с очень большими перспективами, именно там быстрее всего растет выручка разных видеоигровых активов компании.

Компания активно растет в Китае, и многие аналитики связывают решение бороться с выступлениями за поддержку протестов в Гонконге именно с перспективами компании на китайском рынке, который очень внимательно относится к тому, какие игры на свой рынок пускать, а какие — нет.

Читайте также

Экран боевых действий. Учат ли видеоигры убивать — или воспитывают пацифистов?

Разработчики видеоигр начинают изменять содержание своих видеоигр для того, чтобы лучше соответствовать политическому климату страны. Это не просто история о цензуре со стороны государств, на рынке видеоигр теперь процветает самоцензура издателей. При этом продвижение видеоигры завязано на глобальные рынки и интернет: неясно, как создатели игр собираются контролировать информацию об оригинальном содержании релиза.

Тем интереснее наблюдать за тем, как в мире, где Китай нельзя больше делать злодеем из-за его экономической мощи, Россия видится разработчикам допустимым антагонистом.

Почему это важно

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть честной, смелой и независимой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ в России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Пять журналистов «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: